Проблема, не утратившая актуальности

Аннотация

В связи с 80-летним юбилеем со дня рождения Юрия Николаевича Холопова, который отмечался в августе 2012 года, журнал «Научный вестник Московской консерватории» предпринял публикацию не издававшихся ранее статей из архива ученого. В данном номере мы представляем вниманию читателей статью «Музыка и школа на пороге нового века» (1999).
Сближение музыкально-теоретического образования и современной художественной практики Холопов считал делом первостепенной важности. Начиная с шестидесятых годов, он постоянно возвращался к этой проблеме: разрабатывал методику изучения и преподавания основ современной композиции, выступал с предложениями по соответствующей корректировке учебных планов в курсах среднего и высшего звена. Целый ряд принципиально важных положений был сформулирован Холоповым в работах разных лет: «Учить современной гармонии» (1965), «Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений» (1966), «Современные задачи. О музыкально-теоретическом образовании композиторов» (1982), «Музыкально-теоретическое образование: современные задачи» (1992), «Школа–XXI. Современная музыка в теоретических курсах вуза» (1999). Исходя из опыта научной и преподавательской деятельности, Юрий Николаевич утверждал, что полноценному изучению современной музыки частично препятствует размежевание учебных планов теоретических дисциплин. По его убеждению, обучение современной композиции будет эффективно только при 
условии максимального сближения гармонической, полифонической и структурной проблематики. В соответствии с этим, ученый ратовал за введение нового комплексного курса «теории современной композиции» (сокращенно: ТСК). Усилия Холопова не пропали даром: необходимость курса ТСК ныне официально признана, и он включен в новые образовательные госстандарты. Осталось придать курсу должное наполнение, и в этом идеи Холопова, изложенные в публикуемой далее в этом номере журнала статье, могут оказать существенную помощь.