Пролетарская музыка и модернизм в контексте пореволюционной деятельности Н. А. Рославца

Аннотация

Статья посвящается общественной и творческой деятельности композитора Н. А. Рославца после Октябрьской революции в области пролетарской музыки. Сопоставление художественного творчества композитора с его жизненными событиями показывает, что создавать музыку для масс он начал существенно позже, чем приступил к общественной работе (в 1922 и в 1917 годах соответственно). Публичные манифестации творческих намерений Рославца свидетельствуют о том, что он занялся пролетарской музыкой в попытке противостоять агитационному музыкальному творчеству для пролетариата начала 1920-х годов. Анализ его музыки демонстрирует при этом, что Рославец использовал собственный индивидуальный стиль и в своей пролетарской музыке. В результате автор статьи делает три вывода: во-первых, участие Рославца в пролетарской музыке не являлось компромиссом, а позиционировалось им как новое идейно-эстетическое направление творчества; во-вторых, пролетарская музыка Рославца заметно отличается от музыки других пролетарских композиторов — прежде всего, приверженностью собственной атональной технике и ее неожиданными сопоставлениями с тональными средствами; и наконец, феномен пролетарской музыки в интерпретации Рославца не выглядит противоположностью модернизма, а является своеобразным изводом его идейных и художественных оснований.

Использованная литература

1. Ассоциация пролетарских музыкантов // Правда. 1923. 26 августа. С. 6.

2. Белый В. А. «Левая» фраза о «музыкальной реакции» (по поводу статьи Н. Рославца «Назад к Бетховену») // Музыкальное образование. 1928. № 1. С. 43–47.

3. Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. М.: Классика-XXI, 2010. 455 с.

4. Декларация, принятая пленумом Всероссийского ЦК Пролеткульта 19 декабря 1920 г. // Грядущее. 1921. № 4–6. С. 53–59.

5. Дианов А. М. Музыкальные отклики // Горн. 1919. № 2–3. С. 106. URL: https://electro.nekrasovka.ru/books/4281/pages/112 (дата обращения: 01.09.2022).

6. Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов / пер. с нем. и общ. ред. Н. О. Власовой. М.: Композитор, 2006. 367 с.

7. Горбунов В. В. В. И. Ленин и Пролеткульт. М.: Издательство политической литературы, 1974. 237 с.

8. Калтат Л. Л. О подлинно-буржуазной идеологии гр. Рославца // Музыкальное образование. 1927. № 3–4. С. 33–37.

9. Красин Б. Б. Задачи музыкального отдела // Горн. 1918. № 1. С. 58–61.

10. Лапина И. А. Петроградский Пролеткульт. 1917–1932. СПб.: Астерион, 2013. 356 с.

11. Лебединский Л. Н. Беглым огнем // Музыкальная новь. 1924. № 8. С. 13–18.

12. Лобанова М. Н. Николай Андреевич Рославец и культура его времени. СПб.: Петроглиф, 2011. 383 с.

13. Любимов Г. П. Народные оркестры и их значение в музыкальном просвещении масс // Горн. 1919. № 2–3. С. 99–105.

14. Народные университеты России в начале XX столетия // История Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. URL: http://files.elsu.ru/history/02_Eleckiy-narodnyy-universitet.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

15. Николаева Л. С. Теория и практика Пролеткульта. 1917–1932: дис. … канд. истор. наук: 07.07.02. М.: Московский гос. университет имени М. В. Ломоносова, 1997. 222 с.

16. О статье тов. Н. Рославца // На путях искусства: сб. статей / под ред. В. М. Блюменфельда, В. Ф. Плетнева и Н. Ф. Чужака.  М.: Пролеткульт, 1926. С. 193–194.

17. Пчёлкина Л. Р., Смирнов А. И. Музыка и музыкальные технологии авангарда // Энциклопедия русского авангарда. URL: https://rusavangard.ru/online/history/muzyka-i-muzykalnye-tekhnologii-avangarda/ (дата обращения: 08.04.2022).

18. Рославец Н. А. Культ-работа Рабиса // Вестник работников искусств. 1920. № 2–3. С. 46–48.

19. Рославец Н. А. Семь лет в Октября в музыке // Музыкальная культура. 1924. № 3. С. 179–189.

20. [Рославец Н. А.] Ник. А. Рославец о себе и своем творчестве // Современная музыка. 1924. № 5. С. 132–138.

21. Рославец Н. А. Где русские композиторы? // Вестник работников искусств. 1925. № 4. С. 2–3.

22. Рославец Н. А. О псевдо-пролетарской музыке // На путях искусства: сб. статей / под ред. В. М. Блюменфельда, В. Ф. Плетнева и Н. Ф. Чужака. М.: Пролеткульт, 1926. С. 180–192.

23. Сохор А. Н. Русская советская песня. Л.: Советский композитор, 1959. 506 с.

24. Шувалов Н. О музыкальном наследстве, о «курсах» и издательстве // Музыкальная новь. 1923. № 2. С. 10–14.

25. Юдин М. В. Деятельность Московского Пролеткульта в 1918–1925 гг.: дис. … канд. историч. наук.: 07.00.02. М.: Московский педагогический университет, 2001. 233 с.

26. Edmunds N. The Soviet Proletarian Music Movement. Oxford: Peter Lang, 2000. 407 p.

27. Ferenc A. Roslavets, Nikolay Andreyevich // Grove Music Online. URL: http://www.oxfordmusiconline.com:80/subscriber/article/grove/music/23861 (дата обращения: 14.01.2022).

28. McKnight Ch. M. “Nikolaj Roslavets: Music and Revolution.” Ph.D. diss. Ithaca, N. Y.: Cornell University, 1994. 562 p.

29. Yamamoto A. Music for the Proletariat: The Proletkul’t’s Musical Policies and Practice at the Early Soviet Union // The Annual Review of Musicology and Music Studies. 2020. No. 10. P. 107–118.