«Расширенные» техники игры на виолончели в XX веке: опыт систематизации

Аннотация

Статья посвящена проблемам современной виолончельной техники, формирование которой началось в середине XX века. В ней представлены и систематизированы новые приемы — ​как уже широко применяемые композиторами к настоящему моменту, так и только входящие в употребление, иногда еще не до конца изученные с акустической точки зрения. Также в статье рассматриваются особенности нотации этих новых приемов, прослеживается их преемственность по отношению к технике, сложившейся в классико-романтичес­кой школе, определяются основные источники внешних влияний на развитие виолончельного исполнительства (такие как джаз, восточная импровизация, приемы игры на других класических инструментах) во второй половине прошлого столетия, ставится вопрос о необходимости создания целостной методологии преподавания современного виолончельного искусства. Особый интерес данная статья может представлять для композиторов и исполнителей на струнно-смычковых инструментах.

Использованная литература

1. Бойкова В. Зигфрид Пальм и его вклад в развитие «расширенных» виолончельных техник.
Сборник «Pro musica nova: Studien zum Spielen neuer Musik für Violoncello» // Научный
вестник Московской консерватории. 2012. № 2. С. 145–167.

2. Новые приемы игры на флейте / сост. О. Танцов. М.: Московская гос. консерватория, 2011.
80 с.

3. Хруст Н. Новые техники игры на музыкальных инструментах: в 6 ч. // Музыкальная жизнь.
Часть 1: [б. н.]. 2010. № 11. С. 30–32; Часть 2: Монохроматика. 2010. № 12. С. 22–23; Часть 3:
Инструменты меняются ролями. 2011. № 1. С. 18–20; Часть 4: Многозвучия. 2011. № 2.
С. 16–18; Часть 5: Многозвучия (окончание) 2011. № 3. С. 24–25; Часть 6: Вмешательство
в конструкцию инструмента. 2011. № 6. С. 22–23.

4. Bartolozzi B. New Sounds for Woodwind / transl. and ed. by R. S. Brindle. L.: Oxford University
Press, 1967. 78 p.

5. Benade A. H. The Fundamentals of Musical Acoustics. 2nd ed. N. Y.: Dover Publications, 1990.
608 p.

6. Bosanquet R. C. The Secret Life of Cello Strings: Harmonics for Cellists. Cambridge: SJ Music,
1996. XV, 311 p.

7. Dick R. The Other Flute, a Performance Manual of Contemporary Techniques. N. Y.: Oxford
University Press, 1975. 142 p.

8. Fallowfield E. Cello Map: A Handbook of Cello Technique for Performers and Composers: Ph. D.
Thesis. Birmingham, 2009. [9], 199 p.

9. Read G. Music Notation: A Manual of Modern Practice. L.: Gollancz, 1978. 482 p.

10. Stone K. Music Notation in the Twentieth Century: A Practical Guidebook. N. Y.: Norton, 1980.
189 p.

11. Strange P., Strange A. The Contemporary Violin: Extended Performance Techniques. Berkley:
University of California Press, 2001. 337 p.

12. Turetzky B. The Contemporary Contrabass. 2nd ed. Berkley: University of California Press,
1982. 178 p.

13. Walden V. One Hundred Years of Violoncello: A History of Technique and Performance Practice,
1740–1840. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. II, 42 p.

14. Walden V. Technique, Style and Performing Practice to c. 1900 // The Cambridge Companion
to the Cello / ed. by R. Stowell. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 178–194.