«Революционная» новизна и несокрушимый традиционализм: заметки о Концерте для фагота и низких струнных Софии Губайдулиной

Аннотация

Не ставя целью дать подробный и всесторонний анализ Концерта, автор статьи рассматривает его интонационно-стилевую драматургию в контексте широкого круга проблем: жанр концерта в классико-романтической традиции и современности, проблема солиста («героя») и оркестра («общества», «массы», «толпы»), роль исполнителя (Валерия Попова) в истории создания произведения, солирующий инструмент и расширение его возможностей, метаморфозы классической конфликтной драматургии в новейшей музыке, авангардные поиски новых звучаний.

Использованная литература

1. Губайдулина С. «И это—счастье…» (беседа с Ю. Макеевой) // Советская музыка. 1988. №6. С. 22–27.

2. Губайдулина С. К 70-летию Сергея Михайловича Слонимского // Вольные мысли: К юбилею Сергея Слонимского / Ред.-сост. Т. Зайцева, Р. Слонимская. СПб.: Композитор, 2003. С. 84–86.

3. Губайдулина С. «Они ненавидели меня до того, как слышали мою музыку…» (беседа с А. Цыбульской) // Музыкальная академия. 2004. №1. С. 39–41.

4. Попов В. «Только фагота мне мало…» (беседа с О. Бугровой) // Музыкальная академия. 1994. №2. С. 204–209.

5. Спасов Б. Систематика методов сочинения в творчестве композиторов социалистических стран: Дипломная работа. Рукопись. М.: МГК им. П. Чайковского, 1975. 136, 12 с.

6. Холопова В. София Губайдулина: Монография. Изд. 2-е, доп. М.: Композитор, 2008. 400 с.