Рейтинг как показатель качества образовательной деятельности: критерии рейтингования вузов искусств

Аннотация

В статье рассматривается проблема качества образования в высших учебных заведениях в сложившихся системах оценивания деятельности, анализируются их достоинства и недостатки. Особое внимание уделяется рейтингам, получившим большую популярность в последнее десятилетие. Авторы обосновывают критерии оценки деятельности вузов ведущими рейтинговыми агентствами мира. Особое внимание уделяется отечественным системам рейтингования вузов и, в частности, Национальному агрегированному рейтингу, позволяющему минимизировать недостатки отдельных рейтингов. Анализу подвергается процедура рейтингования вузов искусств: в условиях сложившихся сегодня критериев не позволительно в должной мере оценить качество образовательных услуг, предоставляемых этой категорией учебных заведений. В вопросах формирования механизмов оценки озвучиваются позиции вузов разной направленности: хореографии, театрального и киноискусства, художественного и музыкального искусств. Понимая сложности в нахождении «единого измерителя» критериев и индикаторов, авторы подробно рассматривают позицию рейтингования Московской консерватории на международной конференции «Вузы искусств в международном пространстве», организованной Департаментом по науке и образованию Министерства культуры РФ в Российской академии музыки имени Гнесиных. В статье подробно обосновывается методика оценивания качества образования музыкальных вузов, основанная на учете составляющих ее компонентов.

Использованная литература

1. Джуманова Л. А., Тарасевич Н. И. Критерии жизнеспособности музыкальных вузов в постсоветское время // Научный вестник Московской консерватории. 2019. №1 (36). С. 8–13.

2. Косевич А. В. Проблемы экспорта российских образовательных услуг в условиях обострения международной конкуренции // Вестник ЧелГУ. 2011. №6. С. 22–28.

3. Наводнов В. Г., Мотова Г. Н., Рыжакова О. Е. Сравнение международных рейтингов и результатов российского мониторинга эффективности деятельности вузов по методике анализа лиг // Вопросы образования. 2019. №3. С. 130–151.

4. Наводнов В. Г., Мотова Г. Н., Рыжакова О. Е. Методика анализа лиг и ее применение для сравнительного анализа деятельности образовательных организаций при различных формах оценивания // Новые технологии оценки качества образования: Сборник материалов XIV Форума экспертов в сфере профессионального образования (под общей редакцией Г. Н. Мотовой). М.: Ассоциация «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования», 2018. С. 16–18.

5. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (с изменениями и дополнениями от 12 декабря 2019 г.). [Электронный ресурс.] URL: https://base.garant.ru/70513356/ (дата обращения: 21.02.2020).

6. Приказ Минобрнауки России от 01. 08. 2017 №732 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 53.05.05 Музыковедение». [Электронный ресурс.] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223244/ (дата обращения: 21.02.2020).

7. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». [Электронный ресурс.] URL: https://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения: 21.02.2020).

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс.] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70191362/ (дата обращения: 21.02.2020). 9. Черезова А. С. Мировой рынок образовательных услуг и политика государства // Вестник НГУЭУ. 2016. №3. С. 249–258.