В очерке рассматривается фортепианная культура «романтиков» XX века в параллелях с пианизмом наших современников. На примере интерпретаций Альфреда Корто, Владимира Софроницкого, Генриха Нейгауза, Константина Игумнова определяются особенности выразительных средств, свойственных романтической пианистической традиции. В исполнительском искусстве нашей современности связь с этой традицией утрачена; подлинная поэтическая вдохновенность трансформируется либо в самоценную демонстрацию виртуозности, либо в имитацию романтического чувства. Вместе с тем в современном пианизме есть и другая тенденция, выходящая за пределы исполнительского популярного мейнстрима. При всем различии артистических манер Михаила Плетнева и Иво Погорелича их объединяет чувство ностальгии по утраченному романтическому пианизму недавнего прошлого. Характерно, что в интерпретациях сочинений Шопена, Чайковского, Шумана, Листа интонационная чуткость, особая пластика динамического рисунка, свободное дыхание музыкального процесса сочетаются у этих пианистов с эмоциональной отстраненностью и покоем интеллектуального ratio. Но может быть именно в таком парадоксальном синтезе как раз и возможно ностальгическое возвращение к романтическому мироощущению в условиях нашей рациональной современности, далекой от романтизма.
1. Блок А. О назначении поэта // Александр Блок. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. Л.: Гослитиздат, 1962. С. 160–168.
2. Блок А. О романтизме // Александр Блок. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. Л.: Гослитиздат, 1962. С. 359–371.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с франц., послесловие и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика, 2006. 269 с.
4. Вальтер Б. О музыке и музицировании / пер. с нем. Н. П. Аносова // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. М.: Музгиз, 1962. С. 7–118.
5. Горностаева В. В. Два часа после концерта. Дубна: Свента, [1995]. 223 с.
6. Дельсон В. Ю. В. В. Софроницкий в беседах, высказываниях, воспоминаниях // Воспоминания о Софроницком / сост. и ред. Я. И. Мильштейн. 2-е изд., доп. М.: Советский композитор, 1982. С. 153–173.
7. Игумнов К. Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М.: Музыка, 1973. С. 11–72.
8. Коган Г. М. Виденное, слышанное, думанное, деланное. Роман моей жизни / сост. С. В. Грохотов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2019. 412 с.
9. Корто А. О фортепианном искусстве / пер. с франц. К. Аджемова. М.: Классика-XXI, 2023. 252 с.
10. Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма 1982–1985 / пер. с франц. А. В. Гараджи. М.: Издательский центр РГГУ, 2008. 145 с.
11. Манн Т. Доктор Фаустус / пер. С. Апта, Н. Ман. М.: Художественная литература, 1960. 345 с.
12. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1996. 440 с.
13. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. 240 с.
14. Никонович И. В. Воспоминания о В. В. Софроницком // Воспоминания о Софроницком / сост. и ред. Я. И. Мильштейн. 2-е изд., доп. М.: Советский композитор, 1982. С. 179–252.
15. Пофук Б. «Я перестал играть на рояле из-за Steinway»: Интервью с Михаилом Плетнёвым / пер. с англ. Б. Лифановского. ClassicalMusicNews.Ru. 10.09.2022. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/mikhail-pletnev-2022 (дата обращения: 05.06.2024).
16. Старобинский Ж. Чернила меланхолии / пер. с франц. С. Н. Зенкина. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 616 с.
17. Фишер Э. Фортепианные сонаты Бетховена. Музыкальные наблюдения / пер. с нем. Л. С. Товалёвой // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 8 / сост. и ред. Я. И. Мильштейн. М.: Музыка, 1977. С. 164–216.
18. Элиаде Мирча. Испытание лабиринтом: Беседы c Клодом-Анри Роке / пер. с франц. А. Старостиной // Иностранная литература. 1999. № 4. С. 151–222. URL: https://magazines.gorky.media/inostran/1999/4/ispytanie-labirintom.html (дата обращения: 11.01.2024).
19. Юдина М. Несколько слов о покойном драгоценном художнике Владимире Владимировиче Софроницком // Воспоминания о Софроницком / сост. и ред. Я. И. Мильштейн. 2-е изд., доп. М.: Советский композитор, 1982. C. 90–95.
20. Юнг К. Г. Архетип и символ / пер. с нем. В. В. Зеленского. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
21. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Т. 1: Психология бессознательного / пер. с нем. М.: Канон+, 1994. 320 с. (История психологии в памятниках).
22. Cortot A. Masterclass on Schumann’s “Der Dichter spricht,” from “Kinderszenen,” Op. 14 (1953). YouTube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=UroWVTDb8Oo (дата обращения: 15.06.2024).
23. Güvener O. F. Pianists Explain Why Alfred Cortot Is One of the Greatest Pianists // Chopinzee: Classical Music Blog. August 28, 2022. URL: https://www.chopinzee.com/2022/08/pianists-explain-why-alfred-cortot-is.html (дата обращения: 15.06.2024).