Русский космизм в поисках абсолюта: параллели и пересечения в музыкальном, поэтическом  и изобразительном творчестве 1910–1920‑х годов

Аннотация

В опоре на метод компаративного анализа в статье предпринята попытка показать встречность живописных, поэтических и музыкальных поэтик. Главный аспект проблематики статьи —  выяснение общности артистических интенций, которые основываются на творческой идее космизма как одной из парадигм русского искусства первой четверти ХХ века. Именно в этом ключе кратко прослеживаются реалии поисков в сфере организации звуковой, поэтической и живописной поэтик, рассматриваемых под углом зрения «абсолюта» как «высшего», «совершенного» критерия творчества. Вместе с тем «абсолют» трактуется как категория, свойственная русской философско-эстетической традиции и обретающая порой парадоксальный характер в творческих исканиях символистско-футуристической эпохи. В опоре на идеи ряда русских философов XIX века прослеживаются черты «космистских» основ в творчестве Александра Скрябина, Ивана Вышнеградского, Василия Чекрыгина, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Велимира Хлебникова, Василиска Гнедова. От синтеза искусств к «обнулению» творчества —  такова траектория эстетических и поэтологических теорий, отраженных в творчестве раннего XX века. Концепции космизма являются не только знаками времени, ищущего глобальных перемен, но также поиском новой мифологии, соприродной этому времени.
 

Использованная литература

1.   Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: в 2-х т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1991. 336 с.
2.   Белый А. Петербург. М.: Наука, 1981. 696 с. (Литературные памятники)
3.   Белый А. Пути культуры // В опросы философии. 1990. № 11. C. 90–94.
4.   Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918. Репринтное изд.: М.: СП Интерпринт, 1990. 48 с.
5.   Бердяев Н. А. Смысл творчества //  Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл 
творчества. М.: Правда, 1989. С. 254–580.
6.  Вышнеградский И. Тетрадь моей жизни // И ван Вышнеградский: Пирамида жизни. Дневник, статьи, письма, воспоминания. Сост. А. Л. Бретаницкая. М.: Композитор, 2001. С. 15–294.
7.  Гнедов В. Смерть искусству: Пятнадцать (15) поэм. СПб.: Петербургский глашатай, 1913. 8 с. 
8.  Гнедов В. Сама поэзия: Стихотворения / С ост., подготовка текстов, примечания 
И. Кукуя. М.: Циолковский, 2018. 480 с.
9.  Дуганов Р. В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М.: Советский писатель, 1990. 350 с.
10. [Иванов Вяч. О «Предварительном действии»] // Берд Р. Неизданный текст Вячеслава Иванова о «Предварительном действе» А. Н. Скрябина // Русская литература. 2006. № 3. С. 147–151.
11. Кандинский В. <Кёльнская лекция> //  Кандинский В. В. Избранные труды по 
теории искусства: в 2-х т. Т. 1. 1901–1914. М.: Гилея, 2008. С. 345–357.
12. Кандинский  В.  О  духовном  в  искусстве  (первое  издание  книги  в  России).
М.: Архимед, 1992. 108 с.
13.Кандинский В. О духовном в искусстве // Кандинский В. В. Избранные труды по 
теории искусства: в 2-х т. Т. 1. 1901–1914. М.: Гилея, 2008. С. 104–170.
14.Крученых A. Новые пути слова // Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. 
Воспоминания. М.: Наследие, 1999. С. 50–54.
15. Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец //  Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, Переводы, Воспоминания. Л.: Советский писатель, 1989. С. 309–546.
16. Ломоносов М. В. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великаго севернаго сияния // М . В. Ломоносов. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986. 578 с.
17. Малевич К. 1/42. Беспредметность //  Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. 
Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов: С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого (1922–1925) /  Сост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. М.: Гилея, 2003. С. 69–134.
18. Малевич К. 1/46. (Эклектика) // К азимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. Трактаты 
и лекции первой половины 1920-х годов: С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого (1922–1925) / С ост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. М.: Гилея, 2003. С. 135–155.
19.   Малевич К. Выставка Профессионального союза художников-живописцев. Левая 
федерация (молодая фракция) // К азимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи, 
манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 /  Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; 
Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 117–123.
20.   Малевич К. От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм //  Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 /  Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 35–55.
21.   Малевич К. Свет и цвет // К азимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов: С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого (1922–1925) /  Сост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. М.: Гилея, 2003. C. 239–272.
22.   Малевич К. Супрематизм. 34 рисунка // К азимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 / Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 185–189.
23. Малевич К. Супрематизм. Из «Каталога десятой Государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм» //  Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 / Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 150–151.
24. Малевич К. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой //  Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. С приложением писем К. С. Малевича к М. О. Гершензону (1918–1924) / С ост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примечания А. С. Шатских. М.: Гилея, 2000. С. 69–324. 
25.   Малевич К. Супрематическое зеркало //  Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929 / Общая ред., вступит. статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских; Раздел «Статьи в газете “Анархия” (1918)»: публикация, составление, подготовка текстов и комментарии А. Д. Сарабьянова. М.: Гилея, 1995. С. 273.
26. Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. 
Критика: в 2 т. Т. 1. / Авт.-сост. И. А. Вакер, Т. Н. Михиенко. М.: RA, 2004. 583 с.
27. Одоевский В. Ф. Психологические заметки // В. Ф. Одоевский. Русские ночи. Л.: Наука,  1975, с. 203–230. (Литературные памятники).
28. Павловец М. «Pars pro toto»: Место «Поэмы Конца (15) в структуре книги Василиска Гнедова “Смерть искусству” (1913)» URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/27/pavlovec27.shtml#top (дата обращения —  07.06.2019). 
29.   Поэзия русского футуризма / С ост. В. Н. Альфонсов, С. Р. Красицкий. СПб.: Академический проект, 1999. 752 с.
30.   Сабанеев Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией 
«Прометей» // Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи 
(1908–1917) / Авт.-сост. И. С. Воробьев. СПб.: Композитор —  Санкт-Петербург, 2008. C. 182–191.
31. Сабанеев  Л.  Воспоминания  о  Скрябине /  Ред.,  послесловие  С. Грохотова.  
М.: Классика-XXI, 2014. 392 с.
32. Сабанеев Л. Скрябин. 2-е изд., переработанное автором. М.; Пг.: Государственное 
издательство, 1923. VIII, 201 с.
33. Сабанеев Л. Скрябин. М.: Скорпион, 1916. 263 с.
34. Скрябин А. Предварительное действие //  Русские пропилеи. Т. 6. Сост. М. Гер-
шензон. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1919. С. 202–235.
35. Соловьев В.С. Смысл любви //  Философия искусства и литературная критика. 
М.: Искусство, 1991. С. 99–160.
36. Соловьев В.С. Красота в природе // В . С. Соловьев. Философия искусства и ли-
тературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 30–73.
37. Соловьев В.С. Поэзия Ф. И. Тютчева //  В. С. Соловьев. Философия искусства 
и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 465–483.
38. Тютчев Ф. И. Стихотворения. М.: Прогресс-Плеяда, 2007. 647 с.
39.   Федоров Н. Ф. Будущее астрономии // Ф едоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. 
Т. 2. М.: Прогресс, 1995. С. 241–243.
40.   Федоров Н. Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного состояния мира и о средствах к восстановлению родства // Н.Ф.Федоров. Собр. соч.: в 4-х т. Т. 1. М.: Прогресс, 1995. С. 37–67.
41.   Федоров Н. Ф. Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше // Н .Ф.Федоров. Собр. соч.: в 4-х т. Т. 2. М.: Прогресс, 1995. С. 159–160.
42.   Хлебников В. <«Это был великий числяр…»> // Велимир Хлебников. Собр. соч.: 
в 6 т. Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 58.
43.   Хлебников  В.  <«Необходимо  труду  вернуть  его  природу  чуда…»> // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Книга первая. М.: ИМЛИ РАН, 2005. C. 278.
44.   Хлебников  В.  <КА-2> //  Велимир  Хлебников.  Собр.  соч.:  в  6 т.  Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 153–165.
45.   Хлебников В. Доски судьбы (избранные страницы) // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Книга вторая. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 9–72.
46.   Хлебников В. Зангези //  Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5, М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 306–353.
47. Хлебников В. Мысли и заметки (Из тетрадей и записных книжек разных лет) //  
Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Книга вторая. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 75–104.
48. Хлебников В. О будущем человека // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. 
Книга первая. М.: ИМЛИ РАН, 2005. C. 13–14.
49.   Хлебников В. Песнь Мирязя //  Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 25–34.
50. Хлебников В. Письма // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. Книга вторая. 
М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 107–218.
51. Хлебников В. Свояси // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 7–9.
52.   Хлебников В. Сестры−молнии // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 280–304.
53.   Хлебников В. Синие оковы // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 370–387.
54.   Хлебников В. Скуфья скифа. Мистерия // Велимир Хлебников. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 166–174.
55.   Чекрыгин В. Н. <Из «Мыслей» и писем> //  Н.Ф.Федоров: pro et contra: в 2 кн. 
Книга вторая / Сост. А. Г. Гачевой, С. Г. Семеновой. СПб.: РХГА, 2008. С. 483–490.
56.  Чекрыгин В. Н. О намечающемся новом этапе общеевропейского искусства //  
Мурина Е., Ракитин В. Василий Николаевич Чекрыгин. М.: RA, 2005. С. 231–234.
57.  Чекрыгин В. Н. О Соборе Воскрешающего Музея (О будущем искусстве: музыки живописи, скульптуры, архитектуры и слова) // Н. Ф. Федоров: pro et contra: 
в 2 кн. Книга вторая /  Сост. А. Г. Гачевой, С. Г. Семеновой. СПб.: РХГА, 2008. С. 450–482. 
58.  Чинаев В. «Казус Скрябин». Фортепианная поэтика Скрябина в контексте символистских аналогий // Н аучный вестник Московской консерватории. 2016. № 2 (25). 
С. 32–83.
59. Чинаев В. Супрематическая музыка —  астральная живопись: встречное движение // Судьбы абстрактного экспрессионизма: к 100-летию со дня рождения Ги де Монлора: сб. ст. / н ауч. ред.: Л. Ю. Лиманская, Э. А. Дейнека, М. В. Загидуллина. М.: РГГУ, 2018. С. 328–338.
60. Шатских А. С. Малевич после живописи // Казимир Малевич. Казимир Малевич. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или вечный покой / Сост., публикация, вступит. статья, подготовка текста, комментарии и примеча-
ния А. С. Шатских. М.: Гилея, 2000. С. 7–67.