В статье прослеживается связь так называемого «Греческого проекта» Екатерины II, идеологемы «Москва — Третий Рим» и постановки в Петербурге музыкального спектакля «Начальное управление Олега» (1790) на текст ранее написанной пьесы Екатерины II, в последнем акте которой воспроизводится эпизод из трагедии Еврипида «Алкеста». Музыка Джузеппе Сарти к пятому акту пьесы оценивается в статье как уникальный эксперимент по творческой реконструкции греческого театра с текстом Еврипида (впервые переведенным на русский язык), музыкой в греческих ладах и даже с цитированием подлинной, как полагали тогда, античной мелодии, опубликованной А. Кирхером в 1650 году. Хотя модальность музыки Сарти ныне кажется иллюзорной, смелость его опыта превосходила даже реформаторские оперы Глюка и не имела аналогов в музыке современников.
1. Баканова Ю. С. «Начальное управление Олега» как образец музыкально-театрального творчества императрицы Екатерины II // Российская культура глазами молодых ученых: сб. трудов молодых ученых / РАН. Акад. обществ. связей. Вып. 11. СПб.: КультИнформ-Пресс, 2002. С. 35–41.
2. Брикнер А. Г. Потёмкин. СПб.: К. Л. РИККЕР, 1891. 276 с.
3. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М.: Искусство, 1974. 390 с.
4. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр второй половины XVIII века. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 376 с.
5. Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л.: Музгиз, 1959. 781 с.
6. Грибоедов А. С. Горе от ума: комедия в 4-х действиях в стихах . 2-е изд. М.: Наука, 1987. 206 с.
7. Гуковский Г. А. Екатерина II // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1941–1956. Т. IV: Литература XVIII века. Ч. 2. 1947. С. 364–380.
8. Дашков С. Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, АПС-книги, 1996. 369 с.
9. Еврипид. Алкеста / Пер. И. Анненского // Еврипид. Трагедии: в 2 т. Том 1. М., 1980. С. 5–61.
10. Екатерина II и Г. А. Потёмкин. Личная переписка (1769–1791). М.: Наука, 1997. 990 с.
11. Ермолаева Л. И. Сичкарев Иван Иванович // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3.
СПб., 2010.
12. Зорин А. Л. Русская ода 1760-х — начала 1770-х годов. Вольтер и «греческий проект» Екатерины.
13. Кириллина Л. В. К. В. Глюк и музыкальное воплощение античности // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М.: Московская гос. консерватория, 2003. С. 153–165.
14. Кириллина Л. В. Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика-XXI, 2006. 383 с.
15. Лебедев А. Знакомство с Шекспиром в России до 1812 года // Русский вестник. 1875. Т. 120. № 12. С. 755–798.
16. Левин Ю. Д. Сичкарев Лука Иванович // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010.
17. Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986. 559 с. (Библиотека поэта. Большая серия).
18. Львов Н. А. О русском народном пении // Львов Н.А. Избранные сочинения. Кёльн, Веймар, Вена: Бёлау-Ферлаг; СПб.: Русский Христианский Гуманитарный Институт, Акрополь, Пушкинский Дом, 1994. С. 310–315.
19. Насонов Р. А. «Ода Пиндара» Афанасия Кирхера: научная достоверность и историческое сознание // Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания. Вып. 1. М.: Московская гос. консерватория, 2008. С. 124–137.
20. Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 976 с.
21. Масон Ш. Секретные записки о России времени царствования Екатерины II и Павла I. М., 1996. 208 с.
22. Миранда Ф. де. Путешествие по Российской Империи / Пер. с исп. М.: МАИК, 2001. 364 с.
23. Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора XVIII — начала XIX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 369 с.
24. Петровская И. Ф. Сечкарев Евстафий Григорьевич // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век: в 5 кн. Кн. 3. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 1999. С. 95.
25. Порфирьева А. Л. Потёмкин Григорий Александрович // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век: в 5 кн. Кн. 2. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 1998. С. 388–394.
26. Порфирьева А. Л. Сарти Джузеппе // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век: в 5 кн. Кн. 3. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 1999. С. 79–92.
27. Речицкий И. Х. «Русская пляска» А. Н. Оленина — Н. А. Львова (О сюжете и датировке гравюры) // XVIII век. Сб. 20 / Отв. ред. Н. Д. Кочеткова. СПб.: Наука, 1996. С. 241–248.
28. Российский театр, или полное собрание всех российских театральных сочинений. Часть XIV. В Санктпетербурге, при Императорской академии наук, 1787 года. 249 с.
29. Самойлов А. Н. Жизнь и деяния генерала-фельдмаршала князя Григория Александровича
Потемкина Таврического // Русский архив. 1867. № 4. Стб. 590–591.
30. [Сарти Дж.] Объяснение на музыку Господином Сартием сочиненную для Исторического представления: начальное управление Олега. Перевел Н. Львов // Начальное управление Олега. СПб.: Тип. Горного училища, 1791. С. 1–3.
31. [Сегюр Ф.-Л.] Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II. (1785–1789). Пер. с франц. СПб, 1865. 367 с.
32. Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI в.). М.: Индрик, 1998. 415 с.
33. Стегний П. В. Еще раз о греческом проекте Екатерины II. Новые документы из АВПРИ МИД России // Новая и новейшая история. № 4. 2002. С. 100–118.
34. Успенский Б.А., Лотман Ю.М. Отзвуки концепции «Москва — Третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Культурное наследие Древней Руси (Истоки. Становление. Традиции). М.: Наука, 1976. С. 236–249.
35. [Храповицкий А. В.] Дневник А. В. Храповицкого. 1782–1793. По подлинной его рукописи, с биографическою статьей и объяснительными указаниями Н. Барсукова. СПб.: Издание А. Ф. Базунова, 1874. XII, XXIV, 610 с.
36. Щербакова М. Н. Музыка в русской драме: 1756 — первая половина XIX века. СПб.: Ut, 1997. 240 с.
37. Burette P.-J. Dissertation sur la mélopée de l’ancienne musique // Mémoires de littérature de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. Vol. 7. Amsterdam: F. Changuion, 1731. P. 261–308.
38. Corti M. La musica italiana nel Settecento a San Pietroburgo // Philomusica on-line. Dipartimento di Scienze musicologiche e paleografico-filologiche – Facoltà di Musicologia. Vol 4. № 1 (2005). URL: http://riviste.paviauniversitypress.it/index.php/phi/article/view/04-01-COM01/25 (дата обращения 12.03.2012).
39. Euripides / with an English translation by David Kovacs. Cambridge: Harvard University Press, 1994. URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3atext%3a1999.01.0087 (дата обращения 12.03.2012).
40. Gotti T. Erudizione e insolita drammaturgia nella storia di Oleg // Giuseppe Sarti, musicista faentino. Аtti del convegno internazionale. Faenza, 25–27 nouembre 1983. Modena: Mucchi, 1986. P. 113–134.
41. [Kircher A.]. Athanasii Kircheri fuldensis e Soc. Iesu presbyteri Musurgia universalis sive Ars magna consoni et dissoni in X. libros digesta. Qua Universa Sonorum doctrina, & Philosophia, Musicaeque tam Theoricae, quam practicae scientia, summa varietate traditur; admirandae Consoni, & Dissoni in mundo, adeòque Universà Natura vires effectusque, uti nova, ita peregrina variorum speciminum exhibitione ad singulares usus, cum in omni poenè facultate, cum potissimùm in Philologià, Mathematicà, Physicà, Mechanicà, Medicinà, Politicà, Metaphysicà,
Theologià, aperiuntur & demonstrantur. 2 t. in 1. Roma: ex typographia haeredeum Francisci Corbelletti, 1650. [22], 690, [2]; [2], 462, [36] p.
42. Martini G. B. Storia della musica: in 3 volumi. Vol. 2. Bologna: Lelio dalla Volpe, 1770. VIII, XX, 375 p.; Vol. 3, 1781. XX, 459 p.
43. Mooser R. A. Annales de la Musique et des Musiciens en Russie au XVIIIe siecle: in 3 Vols. Geneve: Mont-Blanc, 1948–51. 1464 p.
44. Pasolini Zanelli G. Guiseppe Sarti, musicista del secolo XVIII. Faenza: Ditta tipografica P. Conti, 1883. 126 p.
45. Pöhlmann E. Denkmäler altgriechischer Musik. Nürnberg: H. Carl, 1970. 160 p.
46. Giuseppe Sarti (1729–1802) un grand compositeur européen. URL: http://www.musimem.com/sarti.htm (дата обращения 12.03.2012).
47. Stomne Selden M., Heartz D. An Operatic Success of Catherine the Great // Journal of the American Musicological Society. Vol. 10. № 3 (Autumn, 1957). P. 212–214.