«Симфония псалмов» Стравинского как «песнь степе́ней»

Аннотация

Согласно Евфимию Зигабену, 15 песней степе́ней или восхождений (псалмы 119–133) называются так, «потому что они более других изводят из <…> смешения настоящей жизни и возвышают народ Божий <…> в горний Иерусалим». Песни степеней, как и стихи, избранные Стравинским для «Симфонии псалмов» (Пс. 38:13–14 в ч. I; Пс. 39:2–4 в ч. II; Пс. 150 в ч. III), начинают ся с плача и молений к Богу (Пс. 119 и 38:13) и заканчиваются хвалой (Пс. 133 и 150). В музыке идея восхождения воплощается в устремленности к финалу. Это «песнь новая», о которой возвещается в конце ч. II (Пс. 39:3). Восхождению от плача к хвале соответствует и смена стилевых прототипов в трех частях «Симфонии»: григорианское пение, барочная фуга и «эхо русской литургии» (C. Савенко).


По мысли свт. Григория Нисского, в 150‑м псалме, который завершает последнюю из пяти частей («ступеней») книги Псалтирь, звучит «не прерывная хвала Богу». Нечто подобное присутствует и в III части «Симфонии», написанной на текст этого псалма. Призыв хвалить Бога «со звуком трубным, <…> на псалтири и гуслях, <…> с тимпаном и ликами, <…> на струнах и органе, <…> на звучных кимвалах, <…> кимвалах громогласных» находит выражение не только в разнообразии хорового и инструментального звучания. Такую же роль играют и мотивы на слове «Laudate», состоящие из повторений одного, двух, трех… звуков; исполняемые громко или тихо; скандированные, певучие, взятые marcato или легким staccato; звучащие в унисон, аккордами и имитационно.

Статья содержит ряд примеров, представляющих собой «словарь» мотивов хвалы, который включает и музыкальные цитаты. В их числе — «Хвалите» из «Всенощного бдения» Рахманинова на тех же звуках b–c–c, что и один из мотивов «Laudate» из III части «Симфонии».

Использованная литература

1. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-283566.html (дата обращения: 31.08.2016).

2. Димитрий, еп. Ростовский. Жития Святых: в 15 т. Козельск: Введенская Оптина Пустынь, 1993–1994. Кн. 11: Июль. 687 с.

3. Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. U RL: http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigaben/tolkovaja-psaltir/ (дата обращения: 31.08.2016).

4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy_na_psalmy/29#sel=17:69,17:77 (дата
обращения: 31.08.2016).

5. Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2009. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir-v-svjatootecheskom-izyjasnenii/ (дата обращения: 31.08.2016).

6. Феодорит Кирский, блж. Толкование н а 150 п салмов. U RL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_sto_pjatdesat_psalmov (дата обращения:
31.08.2016).

7. Варунц В. П. (сост.) И. Стравинский. Пу блицист и собеседник. М.: Советский композитор, 1988. 502 с.

8. Савенко С. И. Мир Стравинского / ред. А. Бретаницкая. М.: Композитор, 2001. 328 с.

9. Смирнов В. В. Игорь Федорович Стравинский // История зарубежной музыки. Начало XX века — середина XX века: учебник для музы кальных вузов. Вып. 6 / cост. и общ. ред. В. В. Смирнова. СПб.: Композитор, 2001. С. 28–102.

10. Стравинский И. Ф. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии / пер. с англ. В. А. Линника, послесл. и общ. ред. М. С. Друскина. Л.: Музыка, 1971. 414 с.