В этой статье я обсуждаю знаковую 12-частную симфонию Софии Губайдулиной «Слышу… Умолкло…» (1986), прославившуюся творческим использованием чисел Фибоначчи и золотого сечения в качестве основных конструктивных принципов, а также «тихим соло» для дирижера. Эта симфония стала первым значительным оркестровым сочинением Губайдулиной, написанным в период творческой зрелости, незадолго до ее прорыва к международному признанию. Название симфонии символизирует важность не только звука, но и тишины, пауз. Хотя произведение принято толковать с точки зрения его религиозно-мистического нарратива (с помощью «ключей», предоставленных самим композитором и ее биографами), я считаю, что музыкальный символизм Губайдулиной многозначен и не поддается буквальному прочтению; альтернативные интерпретации не просто возможны, но и необходимы. А именно, несмотря на ту готовность, с которой Губайдулина снабжает свои сочинения «мистические программами», неоднозначность музыкальных кодов позволяет нам предлагать иные истолкования — признающие автохарактеристики Губайдулиной, но не зависящие от них. Тем самым, симфонию можно интерпретировать как музыкальную иллюстрацию притеснения и жестокого «заглушения» голосов советских граждан на протяжении десятилетий коммунистического правления — пусть сама Губайдулина никогда не давала понять, что в ее скрытых программах присутствуют подобные мотивы. Более того, можно утверждать, что симфония описывает историю религиозного самовыражения в СССР — подавленного, но сумевшего выжить, — или, иначе говоря, что композитор ставит проблему отношений между человеком и системой в общем плане.
1. Горелова Г. К. София Губайдулина: ни строчки без хорошего настроения! [Интервью с С. А. Губайдулиной] // Сайт Белорусской государственной академии музыки. 01.10.2014. URL: https://www.bgam.by/science/student_society/detail.php?ID=2745 (дата обращения: 15.08.2021).
2. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 430 с.
3. Стеклова С. В. Губайдулина София Асгатовна // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/music/text/5819392 (дата обращения: 15.08.2021).
4. Холопова В. Н. София Губайдулина. Монография. Интервью Энцо Рестаньо — София Губайдулина. 2-е изд., доп. М.: Композитор, 2008. 400 с.
5. Холопова В. Н София Губайдулина // Музыкальный портал lafamire.ru. URL: http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1782&Itemid=1036 (дата обращения: 15.08.2021).
6. Belge B. Spirituality as Personal Denomination: Religious Expression in Sofia Gubaidulina’s Work // Orthodoxy, Music, Politics and Art in Russia and Eastern Europe / ed. by Ivan Moody and Ivana Medić. London: Centre for Russian Music, Goldsmiths, University of London; Belgrade: Institute of Musicology SASA, 2020. URL: https://dais.sanu.ac.rs/handle/123456789/10390 (accessed 15.08.2021).
7. Hakobian L. Music of the Soviet Age, 1917–1987. Stockholm: Melos Music Literature, 1998. 493 p.
8. Hewett I. A composer crushed by her own symbolism // The Telegraph. 16 January 2007. URL: https://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/3662587/A-composer-crushed-by-her-own-symbolism.html (accessed 15.08.2021).
9. John M. Auf dem Wege zu einer neuen Geistigkeit? Requiem-Vertonungen in der Sowietunion (1963–1988). Berlin: Ernst Kuhn, 1996. 180 S. (Studia slavica musicologica, Bd. 9).
10. Kline G. L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago and London: University of Chicago Press, 1968. 179 p.
11. Kurtz M. Sofia Gubaidulina. A Biography / translated by Chr. K. Lohmann. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 2007. XX, 338 p.
12. Lesle L. Eine Art Gottesdienst. Die religiöse Semantik in der Musik Sofia Gubaidulinas // Neue Zeitschrift für Musik. Jg. 153 (1992). H. 1. S. 30–34. https://www.jstor.org/stable/23984996.
13. Lukomsky V. Sofia Gubaidulina: ‘My Desire Is Always to Rebel, to Swim against the Stream!’ // Perspectives of New Music. Vol. 36. No. 1 (Winter 1998). P. 5–41. https://doi.org/10.2307/833574.
14. Lukomsky V. “The Eucharist in My Fantasy”: Interview with Sofia Gubaidulina // Tempo. Issue 206 (October 1998). P. 29–35. https://doi.org/10.1017/S0040298200006707.
15. Lukomsky V. ‘Hearing the Subconscious’: Interview with Sofia Gubaidulina // Tempo. New Series. Issue 209 (July 1999). P. 27–31. https://doi.org/10.1017/S0040298200014662.
16. McBurney G. Encountering Gubaidulina // The Musical Times. Vol. 129. No. 1741 (March 1988). P. 120–125. https://doi.org/10.2307/965272.
17. Medić I. Gubaidulina, Misunderstood // Muzikologija-Musicology. Issue 13 (2012). P. 101–123. URL: https://doi.org/10.2298/MUZ120303014M (accessed 15.08.2021).
18. Medić I. From Polystylism to Meta-Pluralism: Essays on Late Soviet Music. Belgrade: Institute of Musicology SASA, 2017. URL: https://hdl.handle.net/21.15107/rcub_dais_4072 (accessed 15.08.2021).
19. Mellers W. Liner notes for CD “Sofia Gubaidulina: Symphony ‘Stimmen… Verstummen…’ – Stufen”. Chandos, CHAN 9183, 1993.
20. Polin C. The Composer as Seer, but not Prophet // Tempo. New Series. Issue 190 (September 1994). P. 13–18.
21. Redepenning D. Geschichte der russischen und sowjetischen Musik: in 2 Bdn. Bd. 2: Das 20. Jahrhundert. Laaber: Laaber-Verlag, 2008. 836 S.