На материале сборника Иоганна Генриха Шмельцера Sonatae Unarum Fidium в статье выявляются специфические особенности венских сонат для скрипки и basso continuo середины XVII века: мелодическое изложение в гомофонно-гармоническом складе, мотивное варьирование, усиление взаимодействия солиста с continuo, отход от «свободно-речитативного» стиля, высокий уровень виртуозности и разнообразие технических приемов. Эти черты позволяют говорить о венских образцах жанра как об особой ветви раннебарочной скрипичной сонаты (существование которой до сих пор не было замечено ни учеными, ни музыкантами-практиками). В связи с этим автором предлагается новый подход к интерпретации Sonatae Unarum Fidium, позволяющий подчеркнуть стилевое своеобразие шмельцеровского сборника. «Универсальные» правила трактовки музыки барокко, касающиеся темпа, артикуляции, использования украшений и орнаментации, необходимо применять с учетом исполнительских традиций, сформировавшихся в Вене, и специфики конкретных сонат.
1. Бочаров Ю. Da chiesa e da camera. Термины da chiesa и da camera в современном музыкознании и в реальной музыкальной практике XVII–XVIII столетий // Старинная музыка. 2011. № 3–4 (53–54). С. 16–23.
2. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства: учебник: в 3 вып. Вып. 1. М: Музыка, 1990. 303 с.
3. Кванц И. И. Опыт наставлений в игре на флейте траверсо, сопровожденный не которыми комментариями и иллюстрированными примерами для совершенствования вкуса в исполнительской практике. СПб.: Фонд Возрождения Старинной Музыки, 2013. 392 с.
4. Насонова М. Л., Насонов Р. А. Прелюдийные жанры и становление клавирной композиции (2‑я половина XVI–XVII вв.) // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70‑летию со дня рождения): сборник статей / ред.-сост. В. С. Ценова. М: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2003. 368 с.
5. Baron J. H. Intimate Music: A History of the Idea of Chamber Music. N. Y.: Pendragon Press, 1998. 489 p.
6. Brewer Ch. E. The Instrumental Music of Schmelzer, Biber, Muffat and Their Contemporaries. Burlington, VT: Ashgate, 2011. 411 p.
7. Brossard S. de. Dictionnaire de musique, contenant une explication des termes grecs, latins, italiens et François les plus usitez. Amsterdam: P. Mortier, 1710. 388 p.
8. Caccini G. Le Nuove Musiche. Firenze: Marescotti, 1601. 52 p.
9. Cerha F. Editor’s Preface // J. H. Schmelzer. Sonatae Unarum Fidium: in 2 Bde. Bd. 2: Sonata quarta; Sonata quinta; Sonata sexta / hrsg. von F. Cerha. Wien: Universal Edition, 1958. S. IV–V (Wiener Urtext Ausgabe).
10. Dolmetsch A. The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries. Mineola, NY: Dover Publications, 2005. X, 518 p.
11. Fischerman D. “Scherzi musicali. Biber, Schmelzer, Walther”, Musica Antiqua Köln, Reinhard Goebel, 0289 429 2302 7 DDD AH ARCHIV Production: record review. Deutsche Grammophon (2003). URL: http://www.deutschegrammophon.com/en/cat/4292302 (дата обращения: 16.01.15).
12. Freeman-Attwood J. “Schmelzer. Sonatae Unarum Fidium”: record review // Gramophone (January 2000). URL: http://www.gramophone.co.uk/review/schmelzersonatae-unarum-fidium (дата обращения: 16.01.15).
13. Hedrick P. An Early Hautboy Solo Matrix. Solos for the Hautboy Before 1710 Based on a Symphonia / Sonata by Johann Chritoph Pez that Demonstrates a Performance Practice of Adaptation. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2015. 100 p.
14. Holloway J. “Johann Heinrich Schmelzer. Unarum Fidium”: introduction // ECM New Series 465 066‑2.
15. Ledbetter D. Unaccompanied Bach. Performing the Solo Works. New Haven: Yale University Press, 2009. 360 p.
16. Mylius W. M. Rudimenta musices, Das ist: Eine kurze und Grund-richtige Anweisung zur Singe-Kunst, Wie solche denen Knaben so wohl in Schulen, als in der Privat-Information wohl und richtig beyzubringen, in welcher auch alle weitläuffige und zu solcher Unterrichtung unnöthige Regeln angelassen, das nützlichste und northwendigste aber
mit Fleiß angeführet, und mit kurtzen Exempeln, der lieben Jugend zum besten, deutsch erkläret worden. Gotha: J.Ch. Brückner, 1686. 153 S.
17. Nettl P. Die Wiener Tanzkomposition in der zweite Hälfte des siebzehnten Jahrhunderts // Studien zur Musikwissenschaft. H. 8 (1921). S. 45–175.
18. Neumann F. Ornamentation in Baroque and post-Baroque Music: with a Special Emphasis on J. S. Bach. Princeton: Princeton University Press, 1983. XXIV, 630 p.
19. Penna L. Li primi albori musicali per li principianti della musica figurata; distinti in tre’libri: dal primo spuntano li principij del canto figvrato; dal secondo spiccano le regole del contrapvnto; dal terzo appariscono li fondamenti per suonare l’organo ò clavicembalo sopra la parte. Bologna: Giacomo Monti, 1679. 192 p.
20. Praetorius M. Syntagma Musicum Vol. III / transl. and ed. by J. T. Kite-Powell. Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 2004. XXIX, 265 p.
21. Sadie J. A. Companion to Baroque Music. Berkeley, Calif.: University of California Press, 1998. XVIII, 549 p.
22. Silvela Z. A New History of Violin Playing. The Vibrato and Lambert Massart’s Revolutionary Discovery. USA: Universal Publishers, 2001. 436 p.
23. Smither H. E. A History of the Oratorio: in 4 vols. Vol. I: The Oratorio in the Baroque Era: Italy, Vienna, Paris. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1977. XXVII, 480 p.
24. Stowell R. The Early Violin and Viola: A Practical Guide. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. XV, 234 p.
25. Wollny P. Johann Heinrich Schmelzer, Violin Sonatas. Romanesca (Andrew Manze, violin; Nigel North, theorbo; John Toll, harpsichord and organ). Harmonia Mundi, USA, 1996. [HMU 907143] // Journal of Seventeenth-Century Music. Vol. 3 (1997). No. 1.URL: http://sscm-jscm.org/v3/no1/wollny.html (дата обращения: 14.01.15).