После решительного отвержения нарратива музыкальным авангардом пятидесятых-шестидесятых, начиная с 1990-х годов в опере наблюдается возвращение повествовательных структур. Композиторы более не стремятся избегать последовательного изложения событий — приема, господствовавшего в разных музыкальных стилях и жанрах на протяжении столетий и доказавшего свою эффективность как средства формообразования. Вместе с тем они пытаются изобрести новые стратегии нарратива, согласующиеся с эволюцией музыкального материала, с изменением представлений о времени и пространстве в музыке. На примере двух современных опер, написанных практически на один и тот же сюжет — «Джезуальдо» А. Шнитке (в 7 картинах, 32 сценах, с прологом и эпилогом, 1994) и «Мои предательские глаза» С. Шаррино (в 2 действиях, 8 сценах, 1998), — в этой статье обсуждаются сходство и различия в технике нарратива у двух композиторов. Либретто произведений Шнитке и Шаррино основаны на биографии знаменитого мадригалиста Джезуальдо ди Веноза. В обоих случаях нарративы выстраиваются в широком интертекстуальном пространстве, сотканном из ренессансных цитат и аллюзий. Опера Шнитке основана на взаимодействии нескольких нарративных программ — внешних и внутренних, — которые развиваются параллельно и чередуются во времени вплоть до финальной развязки. Сочинение Шаррино строится на двух нарративных уровнях, при этом композитор часто отказывается от слова, музыкальной характеристики действующего лица и от конкретности сценического действия. Посредством тишины и выразительных возможностей звука (включая стилизованные звуки природы), Шаррино строит свою глубинную драматургию, которая придает выпуклость нарративной структуре его «музыкальной трагедии». Обе рассматриваемые оперы, несмотря на различия вокального и инструментального письма авторов, разное понимание ими принципа стилевой многоплановости, разные концепции музыкального звука и музыкальной выразительности, в равной степени новаторски трактуют понятие нарратива, придают ему современное значение. Благодаря такому обновлению нарратив остается могучей основой формирования музыкального и, шире, эстетического смысла.
- Пропп В. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. 151 с. (Вопросы поэтики: непериодическая серия, издаваемая отделом словесных искусств / Государственный институт истории искусств; Вып. 12).
- Холопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке. Челябинск: Аркаим. 256 с.
- Angius M. Del suono estremo. Una collezione di musica e antimusica. Roma: Aracne, 2014. 264 p. (Immota harmonìa, 22).
- Angius M. Indagni su una tragedia // Luci mie traditrici. Opera in due atti. Musica e Libretto di Salvatore Sciarrino da ‘Il tradimento per l’onore’ di Giacinto Andrea Cicognini. Prima rappresentazione: Schwetzingen, Schloss Rokokotheater
(19 maggio 1998) / a cura di F. Tessitore. Bologna: Pendragon, 2016. P. 39–44. - Cicognini G. A. Il tradimento per l’honore. O vero Il vendicatore pentito. Opera tragica <…>. Roma: Ægidio Ghezzi, 1664. 92, [4] p.
- Grabócz M. Musique, narrativité, signification. Paris: L’Harmattan, 2009. 380 p.
- Greimas A. J. Du sens: essais sémiotiques. 2 vol. Paris: Seuil, 1970. 313, 245 p.
- Greimas A. J. Sémantique structurale: recherche de méthode. Paris: Presses universitaires de France, 1986. 262 p.
- Il teatro tragico italiano: storia e testi del teatro tragico in Italia / a cura di F. Doglio. Parma: Guanda, 1960. CLXXVIII, 1313 p. (Fenice del teatro, 7).
- Laforgue J. Lohengrin, fils de Parsifal // Idem. Moralités légendaires. Paris: Librairie de la “Revue indépendante”, 1887. P.87–117.
- Lévi-Strauss C. La structure des mythes // Idem. Anthropologie structurale. Paris: Plon, 1966. P. 227–255.
- Narratologie musicale: topiques, théories et stratégies analytiques / sous la direction de Márta Grabócz. Paris: Hermann, 2021. 567 p.
- Ricœur P. Le récit de fiction // La narrativité: recueil / préparé sous la direction de D. Tiffeneau. Paris: Éditions du Centre national de la recherche scientifique, 1980. P. 25–48. (Phénoménologie et herméneutique).
- Riffaterre M. Fictional truth. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990. XIX, 137 p. (Parallax (Baltimore, Md.)).
- Schaeffer J.-M. Motif, thème et function // Nouveau Dictionnaire encyclopédique des sciences du langage / ed. by
O. Ducrot and J.-M. Schaeffer. Paris: Du Seuil, 1995. P. 638–653. - Schnittke A. Gesualdo. Oper in sieben Bildern, einem Prolog und einem Epilog. Text: R. Bletschacher. Textbuch. Hamburg: Sikorski, 1995. 43 S.
- Sciarrino S. Note dell’autore // Luci mie traditrici. Opera in due atti. Musica e Libretto di Salvatore Sciarrino da ‘Il tradimento per l’onore’ di Giacinto Andrea Cicognini. Prima rappresentazione: Schwetzingen, Schloss Rokokotheater
(19 maggio 1998) / a cura di F. Tessitore. Bologna: Pendragon, 2016. P. 11–12. - Somigli P. Genesi dell’opera [Luci mie traditrici di Salvatore Sciarrino] // Luci mie traditrici. Opera in due atti. Musica
e Libretto di Salvatore Sciarrino da ‘Il tradimento per l’onore’ di Giacinto Andrea Cicognini. Prima rappresentazione: Schwetzingen, Schloss Rokokotheater (19 maggio 1998) / a cura di F. Tessitore. Bologna: Pendragon, 2016. P. 45–55. - Stoïanova I. Narrativisme, téléologie et invariance dans l’œuvre musicale / A propos de Rituel de P. Boulez // Musique en jeu. N 25: La musique contemporaine en question 1 (1976). P. 15–31.
- Stoïanova I. Geste – texte – musique. Paris: Union générale D’éditions, 1978. 282 p. (10/18, Col. Esthétique, dir. M.Dufrenne, N°1197).
- Stoïanova I. Manuel d’analyse musicale. T. I: Les formes classiques simples et complexes. Paris: Minerve, 1996. 240 p. (Musique Ouverte).
- Stoïanova I. Manuel d’analyse musicale. T. II: Variations, sonate, formes cycliques. Paris: Minerve, 2000. 285 p.
- Stoïanova I. Manuel d’analyse musicale. T. III: La pensée symphonique dans les formes libres. Paris: Beauchesne, 2021 (en préparation). (L’Éducation Musicale).
- Tarasti E. Mythe & musique: Wagner, Sibelius, Stravinsky / trad. de l’anglais par D. Pousset. Paris: M. de Maule, 2003. 489 p.
- Tarasti E. La Musique et les signes. Précis de sémiotique musicale / traduite et revue par D. Charles et E. Gorge. Paris: L’Harmattan, 2006. 382 p. (Sémiotique et philosophie de la musique).
- Todorov T. Genres in discourse / trans. by C. Porter. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. VII, 136 p.
- Ujfalussy J. Die Logik der musikalischen Bedeutung: Ein Grundriß ihrer Problematik // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. T. 4. Fasc. 1/2 (1963). P. 3–19. https://doi.org/10.2307/901705.