Стратегии нарративa в современной опере (на примере истории Джезуальдо в произведениях Шнитке и Шаррино)

Аннотация

После решительного отвержения нарратива музыкальным авангардом пятидесятых-шестидесятых, начиная с 1990-х годов в опере наблюдается возвращение повествовательных структур. Композиторы более не стремятся избегать последовательного изложения событий — приема, господствовавшего в разных музыкальных стилях и жанрах на протяжении столетий и доказавшего свою эффективность как средства формообразования. Вместе с тем они пытаются изобрести новые стратегии нарратива, согласующиеся с эволюцией музыкального материала, с изменением представлений о времени и пространстве в музыке. На примере двух современных опер, написанных практически на один и тот же сюжет — «Джезуальдо» А. Шнитке (в 7 картинах, 32 сценах, с прологом и эпилогом, 1994) и «Мои предательские глаза» С. Шаррино (в 2 действиях, 8 сценах, 1998), — в этой статье обсуждаются сходство и различия в технике нарратива у двух композиторов. Либретто произведений Шнитке и Шаррино основаны на биографии знаменитого мадригалиста Джезуальдо ди Веноза. В обоих случаях нарративы выстраиваются в широком интертекстуальном пространстве, сотканном из ренессансных цитат и аллюзий. Опера Шнитке основана на взаимодействии нескольких нарративных программ — внешних и внутренних, — которые развиваются параллельно и чередуются во времени вплоть до финальной развязки. Сочинение Шаррино строится на двух нарративных уровнях, при этом композитор часто отказывается от слова, музыкальной характеристики действующего лица и от конкретности сценического действия. Посредством тишины и выразительных возможностей звука (включая стилизованные звуки природы), Шаррино строит свою глубинную драматургию, которая придает выпуклость нарративной структуре его «музыкальной трагедии». Обе рассматриваемые оперы, несмотря на различия вокального и инструментального письма авторов, разное понимание ими принципа стилевой многоплановости, разные концепции музыкального звука и музыкальной выразительности, в равной степени новаторски трактуют понятие нарратива, придают ему современное значение. Благодаря такому обновлению нарратив остается могучей основой формирования музыкального и, шире, эстетического смысла.

Использованная литература
  1. Пропп В. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. 151 с. (Вопросы поэтики: непериодическая серия, издаваемая отделом словесных искусств / Государственный институт истории искусств; Вып. 12).
  2. Холопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке. Челябинск: Аркаим. 256 с.
  3. Angius M. Del suono estremo. Una collezione di musica e antimusica. Roma: Aracne, 2014. 264 p. (Immota harmonìa, 22).
  4. Angius M. Indagni su una tragedia // Luci mie traditrici. Opera in due atti. Musica e Libretto di Salvatore Sciarrino da ‘Il tradimento per l’onore’ di Giacinto Andrea Cicognini. Prima rappresentazione: Schwetzingen, Schloss Rokokotheater
    (19 maggio 1998) / a cura di F. Tessitore. Bologna: Pendragon, 2016. P. 39–44.
  5. Cicognini G. A. Il tradimento per l’honore. O vero Il vendicatore pentito. Opera tragica <…>. Roma: Ægidio Ghezzi, 1664. 92, [4] p.
  6. Grabócz M. Musique, narrativité, signification. Paris: L’Harmattan, 2009. 380 p.
  7. Greimas A. J. Du sens: essais sémiotiques. 2 vol. Paris: Seuil, 1970. 313, 245 p.
  8. Greimas A. J. Sémantique structurale: recherche de méthode. Paris: Presses universitaires de France, 1986. 262 p.
  9. Il teatro tragico italiano: storia e testi del teatro tragico in Italia / a cura di F. Doglio. Parma: Guanda, 1960. CLXXVIII, 1313 p. (Fenice del teatro, 7).
  10. Laforgue J. Lohengrin, fils de Parsifal // Idem. Moralités légendaires. Paris: Librairie de la “Revue indépendante”, 1887. P.87–117.
  11. Lévi-Strauss C. La structure des mythes // Idem. Anthropologie structurale. Paris: Plon, 1966. P. 227–255.
  12. Narratologie musicale: topiques, théories et stratégies analytiques / sous la direction de Márta Grabócz. Paris: Hermann, 2021. 567 p.
  13. Ricœur P. Le récit de fiction // La narrativité: recueil / préparé sous la direction de D. Tiffeneau. Paris: Éditions du Centre national de la recherche scientifique, 1980. P. 25–48. (Phénoménologie et herméneutique).
  14. Riffaterre M. Fictional truth. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990. XIX, 137 p. (Parallax (Baltimore, Md.)).
  15. Schaeffer J.-M. Motif, thème et function // Nouveau Dictionnaire encyclopédique des sciences du langage / ed. by
    O. Ducrot and J.-M. Schaeffer. Paris: Du Seuil, 1995. P. 638–653.
  16. Schnittke A. Gesualdo. Oper in sieben Bildern, einem Prolog und einem Epilog. Text: R. Bletschacher. Textbuch. Hamburg: Sikorski, 1995. 43 S.
  17. Sciarrino S. Note dell’autore // Luci mie traditrici. Opera in due atti. Musica e Libretto di Salvatore Sciarrino da ‘Il tradimento per l’onore’ di Giacinto Andrea Cicognini. Prima rappresentazione: Schwetzingen, Schloss Rokokotheater
    (19 maggio 1998) / a cura di F. Tessitore. Bologna: Pendragon, 2016. P. 11–12.
  18. Somigli P. Genesi dell’opera [Luci mie traditrici di Salvatore Sciarrino] // Luci mie traditrici. Opera in due atti. Musica
    e Libretto di Salvatore Sciarrino da ‘Il tradimento per l’onore’ di Giacinto Andrea Cicognini. Prima rappresentazione: Schwetzingen, Schloss Rokokotheater (19 maggio 1998) / a cura di F. Tessitore. Bologna: Pendragon, 2016. P. 45–55.
  19. Stoïanova I. Narrativisme, téléologie et invariance dans l’œuvre musicale / A propos de Rituel de P. Boulez // Musique en jeu. N 25: La musique contemporaine en question 1 (1976). P. 15–31.
  20. Stoïanova I. Geste – texte – musique. Paris: Union générale D’éditions, 1978. 282 p. (10/18, Col. Esthétique, dir. M.Dufrenne, N°1197).
  21. Stoïanova I. Manuel d’analyse musicale. T. I: Les formes classiques simples et complexes. Paris: Minerve, 1996. 240 p. (Musique Ouverte).
  22. Stoïanova I. Manuel d’analyse musicale. T. II: Variations, sonate, formes cycliques. Paris: Minerve, 2000. 285 p.
  23. Stoïanova I. Manuel d’analyse musicale. T. III: La pensée symphonique dans les formes libres. Paris: Beauchesne, 2021 (en préparation). (L’Éducation Musicale).
  24. Tarasti E. Mythe & musique: Wagner, Sibelius, Stravinsky / trad. de l’anglais par D. Pousset. Paris: M. de Maule, 2003. 489 p.
  25. Tarasti E. La Musique et les signes. Précis de sémiotique musicale / traduite et revue par D. Charles et E. Gorge. Paris: L’Harmattan, 2006. 382 p. (Sémiotique et philosophie de la musique).
  26. Todorov T. Genres in discourse / trans. by C. Porter. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. VII, 136 p.
  27. Ujfalussy J. Die Logik der musikalischen Bedeutung: Ein Grundriß ihrer Problematik // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. T. 4. Fasc. 1/2 (1963). P. 3–19. https://doi.org/10.2307/901705.