Стравинский и традиции средневековой литургической монодии

Аннотация

Статья посвящена стилевому синтезу в творчестве Стравинского, результатом которого стало возникновение новой сакральной музыки XX века. Стравинскому важно было утвердить свою позицию в отношении литургической музыки — отход от оперного стиля XVIIIXIX веков и возрождениe строгого, лишенного чувственных эмоций, аскетичного духа церковных композиций дооперной эпохи. В этой связи особое внимание уделяется использованию композитором источников русской и латинской церковной монодии; изучение материалов Фонда Пауля Захера позволило существенно уточнить и расширить представления в данной области. Традиции средневековой литургической монодии прослеживаются в музыке Стравинского на протяжении всего его творческого пути в сочинениях разных жанров, проявляются многопланово и с разной степенью опосредованности. Наиболее интересны с этой точки зрения сочинения на духовные тексты — библейские и богослужебные, анализ которых обнаруживает широкий спектр влияний христианской музыки, и не только средневековой, но и более позднего времени.

Использованная литература

1. Асафьев Б. О себе // Воспоминания о Б. В. Асафьеве / сост. А. Н. Крюков. Л.: Музыка, 1974. C. 316–508.

2. Баранова Т. Б. Стравинский между православием и католицизмом (по материалам Фонда Пауля Захера) // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016. С. 144–165.

3. Баранова-Монигетти Т. Б. Нотная библиотека Стравинского в контексте его биографии и творчества (по материалам Фонда Пауля Захера) // Музыкальная академия. 2021. № 2. С. 38–77. http://doi.org/10.34690/148.

4. Баранова-Монигетти Т. Б. Игорь Стравинский: in memoriam // Музыкальная академия. 2023. № 3. С. 6–77. http://doi.org/10.34690/322.

5. Брагинская Н. А. Музыкальные диалоги Игоря Стравинского. СПб.: Контраст; Изд-во им. Н. И. Новикова, 2023. 344 с.

6. Игорь Стравинский. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии / пер. с англ. В. А. Линник под ред. Г. А. Орлова, общ. ред. М. С. Друскина. Л.: Музыка, 1971. XVI, 414 с.

7. И. Стравинский – публицист и собеседник / cост., текстол. ред., коммент., закл. ст. и указат. В. Варунца. М.: Советский композитор, 1988, 504 с.

8. Игорь Стравинский. Хроника. Поэтика / сост., ред., коммент., указ. и закл. ст. С. Савенко. М.: Росспэн, 2004. 366 с. (серия «Российские Пропилеи»).

9. И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. Том IV: 1940–1971 / сост. и подгот. текста В. П. Варунц; ред., доп., коммент. и сопроводит. мат-лы С. И. Савенко. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2024. 944 с., [20] с.

10. Иоанн Златоуст. Творения (в русском переводе). Т. 10. СПб.: С.-Петербургская духовная академия, 1904. 992 с.

11. Левашев Е. М., Тетерина Н. И. М. П. Мусоргский. «Иванова ночь на Лысой горе»: тексты и контексты. Статья первая // Художественная культура. 2021. № 2 (37). С. 166–197. http://doi.org/10.51678/2226-0072-2021-2-166-197.

12. Макина А. В. Новая трактовка ритма: И. Стравинский, О. Мессиан, П. Булез: Дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Пермь, 2010. 244 с.

13. Окунева Е. Г., Крапивина Д. Е. Многообразие единства: о способах преобразования высотных рядов в серийной и сериальной музыке // Opera musicologica. 2017. № 3 (33). С. 21–50.

14. Потапцев А. В. Кондак «Со святыми упокой» как феномен русской музыкальной культуры XIXXXI веков: опыт исследования // ARTE. 2023.  3. С. 14–33.

15. Савенко С. И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. 328 с.

16. Стасов В. В. Избранные статьи о М.П. Мусоргском / под ред. А. С. Оголевца. М.; Л.: Государственное музыкальное издательство, 1952. 234, [2] c. (Русская классическая музыкальная критика).

17. Стравинский И. Ф. Вокальная музыка / сост. и комм. И. Вершининой. Вып. 4. М.: Композитор, 2002. 303 с.

18. Тимофеев Я. И. Между реставрацией и вандализмом: «Хованщина» в редакции Дягилева // Научный вестник Московской консерватории. Т. 1 Вып. 2 (сентябрь 2010). С. 177–193.

19. Холопов Ю. Н. Гармония нового мира: Стравинский, Прокофьев, Шостакович // Ю. Н. Холопов. О русской и зарубежной музыке. Статьи и материалы / сост. Т. С. Кюрегян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2002. С. 276–308.

20. Шульгин Д. И. Признание Эдисона Денисова: по материалам бесед. М.: Композитор, 1998. 438 с.

21. Яссер И. С. Мое общение с Рахманиновым // Памяти С. В. Рахманинова / ред. и худож. оформление М. В. Добужинского. Нью-Йорк: Сатина, 1946. С. 150–175.

22. Amy G. Aspects of the Religious Music of Igor Stravinsky // Confronting Stravinsky / ed. by J. Pasler. Berkeley, Los Angeles and London: University of California Press, 1986. P. 195–206.

23. Craft R. Prejudices in Disguise: Articles, Essays, Reviews. New York: Knopf, 1974. VIII, 291, X p.

24. Craft R. Selected Source Material from “A Catalogue of Books and Music Inscribed to and/or Autographed and Annotated by Igor Stravinsky” / compiled and annotated by R. Craft // Confronting Stravinsky: Man, Musician, and Modernist / ed. by J. Pasler. Berkeley: University of California Press, 1986. P. 349–357.

25. Craft R. Stravinsky: Chronicle of a Friendship. Revised and еxpanded edition. Nashville and London: Vanderbilt University, 1994. XV, 588 p.

26. Craft R. Stravinsky’s Mass: A Notebook // Igor Stravinsky / ed. by E. Corle. New York: Duell Sloan and Pearce, 1949. P. 201–206. (A Merle Armitage Book).

27. Craft R., Stravinsky I. Expositions and Developments. Garden City, N. Y: Doubleday, 1962. 192 p.

28. Craft R., Stravinsky I. Stravinsky in Conversation with Robert Craft. Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1962. 301 p.

29. Craft R., Stravinsky V. Stravinsky in Pictures and Documents. New York: Simon and Schuster, 1978. 688 p.

30. Hogan C. “Threni”: Stravinsky’s “Debt” to Krenek // Tempo. New Series. No. 141 (June 1982). P. 22–29. https://doi.org/10.1017/S0040298200035658.

31. Krenek E. Preface // E. Krenek. Lamentatio Jeremiae Prophetae: Chor a capella, op. 93. Kassel: Barenreiter, 1957. P. 2–3.

32. Kuster A. Stravinsky’s Topology: An Examination of His Twelve-Tone Works through Object-Oriented Analysis of Structural and Poetic-Expressive Relationships with Special Attention to His Choral Works and Threni: D.M.A. diss. Boulder: University of Colorado, 2000. 216 p.

33. Ortigue Joseph de. Dictionnaire liturgique, historique et théologique de plaint-chant et de musique religieuse, au Moyen Age et dans les temps modernes. Paris: J.-P. Mogne, 1860. XL, 1564 col. (Nouvelle Encyclopédie théologique. Vol. 29).

34. Schloezer B. de. An Abridged Analisis / translated from the French by Ezra Pound // Igor Stravinsky / ed. by E. Corle. New York: Duell Sloan & Pearce, 1949. Р. 69–137. (A Merle Armitage Book).

35. Smyth D. H. Stravinsky as Serialist: The Sketches for Threni // Music Theory Spectrum. Vol 22. No. 2 (Autumn 2000). P. 205–224. https://doi.org/10.2307/745960.

36. Schrock D. Igor Stravinsky – Mass // D. Shrock. Choral Monuments. Studies of Eleven Choral Masterworks. New York: Oxford University Press 2017. P. 354–386. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780190469023.003.0010.

37. Stravinsky Selected Correspondence / ed., and with commentaries by R. Craft : in 3 vols. New York: Alfred A. Knopf, 1982–1985. XIX, 471; IX, 544; X, 543 p.

38. Dearest Bubushkin: The Correspondence of Vera and Igor Stravinsky, 1921–1954, with Excerpts from Vera Stravinsky’s Diaries 1922–1971 / ed. by R. Craft; trans. from Russian by L. Davidova. London: Thames and Hudson, 1985. 239 p.

39. Taruskin R. Stravinsky and the Russian Traditions: A Biography of the Works through “Mavra,” 2 vols. Oxford University Press, 1996. XXIV, 966; VI, 788 (969–1757) p.

40. Walsh S. Stravinsky: The Second Exile: France and America, 1934–1971. London: Jonathan Cape, 2006. XVIII, 709 p.

41. White E. W. Stravinsky: The Composer and His Works. 2nd ed. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1979. 656 p.

42. Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford: Clarendon Press, 1949. XIV, 358 p.