Стравинский в контексте исторической смены парадигмы музыкального искусства

Аннотация

В статье предлагается взгляд на место Стравинского в музыкальном мире XX века, основанный на рассмотрении парадигматики музыкального искусства прошлого и настоящего. Выделяются три главные (генеральные) парадигмы музыки: речевая, природно-космическая и ритуально-жестовая. Привлечение ряда высказываний самого Стравинского и о Стравинском позволяет подтвердить заключение о ритуально-жестовой основе его музыки, а тем самым уточнить его место среди представителей неоклассического направления и роль в обновлении всей музыкальной культуры.

Использованная литература

1. Ансерме Э. Статьи о музыке. Воспоминания. М.: Советский композитор, 1986. 224 с.

2. Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. 280 с.

3. Воронцов Ю. Мы вступили в эпоху прощания с интонацией. Интервью с И. Севериной // Играем с начала. 2013. № 3 (108). С. 5–6.

4. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы /  пер. с франц. и комментарии А. Бушен, ред. и вступ. ст. Ю. Кремлева. М.; Л.: Музыка, 1964, 279 с.

5. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси //  Э. Денисов. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники /  Предисл. М. Тараканова. М.: Советский композитор, 1986. С. 90–111.

6. Друскин М. С. Игорь Стравинский: Личность. Творчество. Взгляды. Л.; М.: Советский композитор, 1974. 221 с.

7. Конен В. Дж. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. 2-е изд. М.: Музыка, 1974. 376 с.

8. Мессиан О. Анализ «Весны священной» Стравинского. Ритмические персонажи //  Устилуг —  Hollywood: О Стравинском и его творчестве: сб. ст. / ред.-сост. В. В. Смирнов. СПб.: Композитор, 2011. С. 137–211.

9. Николаев В. А. Шопен-педагог. М.: Музыка, 1980. 93 с.

10. Савенко С. И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. 328 с.

11. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 1971, 415 с. 

12. Стравинский И. Хроника. Поэтика. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с.

13. Стравинский И. Что я хотел выразить в «Весне священной» //  Музыка. 1913. № 141. С. 490.

14. Стравинский И. Ф. Мысли из «Музы кальной поэтики» //  И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы /  сост. Л. С. Дьячкова; под общей ред. Б. М. Ярустовского. М.: Советский композитор, 1973. С. 23–47.

15. Цареградская Т. В. Брайан Фернихоу: Очарование музыкального жеста // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 2 (17). С. 154–175.

16. Штокхаузен К. Из интервью // Композиторы о современной композиции. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. С. 201–229.

17. Boulez P. Notes of an Apprenticeship. New York: Knopf, 1968. 398 p.

18. Boulez P. Son et verbe //  Pierre Booulez. Relevés d’apprenti / Textes réunis et présentés par Paule Thévenin. Paris: Editions du Seuil, 1966. P. 57–64. (Collection « Tel Quel »).

19. Stockhausen K. Multiformale Musik // Texte zur Musik. Köln: M. DuMont Schauberg; Kürten: Stockhausen-Verlag. Bd. 5. S. 667.