Субъектные дислокации сотворчества в контексте триады Б. В. Асафьева

Аннотация

Музыкальное сотворчество есть социально обусловленная фаза творческого процесса. Его системное функционирование характеризуется сознательной целенаправленной деятельностью, зависимостью авторского десигната от вердикта Другого (слушателя), в сторону которого развертывается его системная динамика и создается музыкальный продукт. Интерпретации отечественными и зарубежными исследователями формулы Б. В. Асафьева «композитор — исполнитель — слушатель» отражают расширяющуюся и все больше дифференцирующуюся сферу музыкальной коммуникации сотворчества. Исторически обусловленный функциональный синкретизм музыкальной профессии предопределяет включение педагога в музыкально-семиотическую цепочку в качестве неотъемлемого компонента коммуникации музыкального сотворчества. Предельно усложнившийся язык музыкального искусства ХХ века привел к необходимости введения между субъектами классической триады посредствующих звеньев или арт-структур (инфраструктуры музыкального искусства), организующих музыкальное восприятие. Слушатель является «межсубъектным» феноменом сотворчества, носителем системы оценок о качестве музыкального продукта и его критериях с ценностно-смысловых позиций различных субъектов сотворчества. Рокировки субъектных дислокаций музыкального сотворчества вызывают изменения гравитации его нелинейной системной динамики, направленной на восприятие, приобретающей энергетическую «подзарядку» в музыкально-коммуникативном пространстве, в эпицентре которого находится объект со-восприятия — музыкальный текст.

Использованная литература

1. Алексей Рыбников, композитор: «На симфонической музыке очень сложно заработать» / Интервью от 18.10.2012 года, Т. Ренкова // Kazan24.ru. URL: http://kazan.bezformata.com/listnews/kompozitor-na-simfonicheskoj-muzike/7262210/ (дата обращения: 07.05.2019).

2. Амрахова А. А. К ситуации постмодерна в азербайджанском музыкальном искусстве (На примерах некоторых сочинений Фараджа Караева) // Музыкальная академия. 2002. № 1. С. 179–185.

3. Аркадьев М. А. Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль // Музыкальная академия. 2001. № 1. С. 151–163.

4. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. В 2 кн. Л.: Музыка, 1971. 375 с.

5. Дружинин Ф. С. Воспоминания. Страницы жизни и творчества / Ред.-сост. Е. Шервинская. М.: Греко-латинский кабинет Ю. Шичалина, 2001. 323 с.

6. История современной отечественной музыки: Учеб. пособие для муз. вузов. Вып. 3 (1960–1990) / Ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. 656 с.

7. Малер Г. Письма. Воспоминания / Р ед. Д. Фришман. М.: Музыка, 1968. 608 с.

8. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / П ер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

9. Назайкинский Е. В. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки: Сб. ст. / Р ед.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. С. 195–228.

10. Панкевич Г. И. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: Изд-во СГУ, 1985. 130 с.

11. Петров В. О. Инструментальный театр ХХ века: история и теория жанра: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Саратов, 2014. 64 с.

12. Платон. Ион // С обрание сочинений: в 4 т. Т. 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.]. М.: Мысль, 1990. С. 372–385.

13. Раабен Л. Н. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов: Биографические очерки. Л.: Музыка, 1970. 262 с.

14. Сокольвяк Н. Л. Мемориальный квартет в русской музыке: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2014. 22 с.

15. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. / С ост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 38–47.

16. Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. С. 52–104. URL: http://www.kholopov.ru/izm/index.html (дата обращения: 07.05.2019).

17. Холопов Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 106–114.

18. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии. Т. 1. М.: Наука, 1993. 670 с.

19. Щедрин Р. К. Родион Щедрин: автобиографические записи. М.: АСТ, 2008. 288 с.

20. Яворский Б. Л. Общественность и искусство, как оформление энергии тяготения. Г. Ц. М. М. К. Ф. 146 ед. хр. 297.

21. Якупов А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации // Художественное образование и наука. 2017. № 1 (10). С. 15–37.

22. Babbitt M. Who Cares if You Listen? // High Fidelity (Feb. 1958). URL: http://www.palestrant.com/babbitt.html (дата обращения: 07.05.2019).

23. Basile M., Galloni G. Sul “significato” in musica. I limiti epistemologici di un’analisi semiotica musicale // Testo & Senso. N°. 14 (2013). URL: http://testoesenso.it/article/view/152/152 (дата обращения: 07.05.2019).

24. Day-O’Connell J. Music, Language, and the Brain // J ournal of Music Theory. Vol. 54. Issue 2. P. 311–324 (2010 Oct.). DOI: https://doi.org/10.1215/00222909-1214948.

25. Gabrielsson A. Emotion perceived and emotion felt: Same or different? Musicae Scientiae. Vol. 5. Issue 1 (2001 Sept.). P. 123–147. DOI: https://doi.org/10.1177/10298649020050S105.

26. Goodchild M., Wild J., McAdams S. Exploring emotional responses to orchestral gestures // Musicae Scientiae. Vol. 21. Issue 4 (2017 May). S. 442–464. https://doi.org/10.1177/1029864917704033.

27. Kartomi M. Communications // Journal of Music Theory. Vol. 45. Issue 2 (2001 Fall). P. 489–490. URL: https://read.dukeupress.edu/journal-of-music-theory/article-abstract/45/2/489/14340/Communications (дата обращения: 07.05.2019).

28. Mladjenoviс T. P., Bogunoviс B., Perkoviс I. Interdisciplinary approach to music: listening, performing, composing. Published by Faculty of Music in Belgrade. Belgrade, 2014. 227 р.

29. Mirka D. Punctuation and Sense in Late-Eighteenth-Century Music. Journal of Music Theory. Vol. 54. Issue 2 (2010 Oct.). P. 235–282. DOI: https://doi.org/10.1215/00222909-1214930.

30. Pras A., Guastavino C. The role of music producers and sound engineers in the current recording context, as perceived by young professionals // Musicae Scientiae. Vol. 15. Issue 1 (2011 March). P. 73–95.

31. Reybrouck M. Music cognition and real-time listening: Denotation, cue abstraction, route description and cognitive maps // Musicae Scientiae. Vol. 14. Issue 2 (2010 Sept.). P. 187–202.

32. Schubert E. The fundamental function of music. Musicae Scientiae. Vol. 13. Issue 2 (2009 Sept.). P. 63–81.

33. Wu L., Spieß M., Lehmann M. The effect of authenticity in music on the subjective theories and aesthetical evaluation of listeners: A randomized experiment // Musicae Scientiae. Vol. 21. Issue 4 (2017 May). P. 442–464. DOI: https://doi.org/10.1177/1029864916676301.