В течение полувека исследователи пытаются разрешить загадку о том, каким образом девушками-музыкантами венецианских приютов в XVIII веке могли исполняться партитуры, записанные для смешанного хора SATB. В настоящей статье приводятся различные точки зрения музыковедов на данную проблему: наиболее подробно рассмотрены мнения М. Тэлбота, Дж. Уитмор, Р. Вендома и М. Уайт. В работе представлены и новые данные, полученные автором, которые доказывают существование октавной транспозиции в ключах «до» в музыкальной практике предшествующих столетий. На примере псалма Laudate Dominum G-dur Б. Галуппи показано, что сольные басовые и теноровые партии могли исполняться девушками-солистками на октаву выше. Анализ современных записей венецианской духовной музыки XVIII века позволил проследить, как отразились достижения зарубежного музыковедения на сегодняшней исполнительской практике.
1. Антоненко Е. Ю. Венецианский мотет XVIII века: поэтика забытого жанра // Научный
вестник Московской консерватории. № 3. 2011. С. 40–55.
2. Барбье П. Венеция Вивальди. Музыка и праздники эпохи барокко / пер. с франц. Е. Ра-
бинович. СПб.: Иван Лимбах, 2009. 280 с.
3. [Бёрни Ч.] Отчет о музыкальных представлениях в память о Генделе в Вестминстерском
аббатстве и Пантеоне 26, 27, 29 мая, 3 и 5 июня 1784 года, составленный Чарльзом Бёрни /
пер. и комментарии А. С. Лосевой // Научный вестник Московской консерватории. 2011.
№ 3. С. 136–166.
4. Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697–1699) / изд. подгот. Л. А. Олынев-
ская, С. Н. Травников. М.: Наука, 1992. 382 с. (Литературные памятники).
5. Arnold D. Orphans and Ladies: the Venetian Conservatories (1680–1790) // Proceedings of the
Royal Musical Association. Vol. 89 (1962/63). P. 31–47.
6. Arnold D. Instruments and Instrumental Teaching in the Early Italian Conservatories // The
Galpin Society Journal. Vol. 18 (1965). P. 72–81.
7. Arnold D. Orchestras in Eighteenth Century Venice // The Galpin Society Journal. Vol. 19 (1966).
P. 3–19.
8. Arnold D. Vivaldiʼs Church Music: an Introduction // Early Music. Vol. 1. Issue 1 (January,
1973). P. 66–75.
9. Arnold D. Music at the «Ospedali» // Journal of the Royal Musical Association. Vol. 113. Issue 2
(1988). P. 156–167.
10. Arnold D. Venetian Motets and Their Singers // The Musical Times. Vol. 119. № 1622 (April,
1978). P. 319–321.
11. Arnold D. Music at the Mendicanti in the Eighteenth Century // Music & Letters. Vol. 65. № 4
(October, 1984). P. 345–356.
12. Arnold D., Arnold E. The Oratorio in Venice. L.: Ashgate, 1986. 117 p.
13. Baldauf-Berdes J. L. Women Musicians of Venice: Musical Foundations, 1525–1855. N. Y.:
Clarendon Press, 1996. XIV, 315 p. (Oxford Monographs on Music).
14. Bukofzer M. F. Music in the Baroque Era: from Monteverdi to Bach. N. Y.: W. W. Norton, 1947.
XV, 489 p.
15. Burde I. Die venezianische Kirchenmusik von Baldassare Galuppi. Frankfurt am Main: Peter
Lang, 2008. 185 S.
15a. Burde I. Thematisch-Systematisches Verzeichnis der venezianischen Kirchenmusik von Baldassare
Galuppi. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2008. CD-ROM.
16. Burney Ch. The Present State of Music in France and Italy, or the Journal of a Tour through
Those Countries, Undertaken to Collect Materials for a General History of Music. 2nd, corrected
edition. L.: T. Becket, 1773. VIII, 409 p.
17. Geyer H. Beobachtungen an einigen Vertonungen des 112. Psalms «Laudate pueri» für die
venezianischen Ospedali (Conservatori) // Musik an den venezianischen Ospedali / Konservatorien
vom 17. bis zum frühen 19. Jahrhundert / La Musica negli Ospedali / Conservatori veneziani fra
Seicento e inizio Ottocento. Symposion vom 4. bis 7. April 2001 Venedig / hrsg. von H. Geyer und
W. Osthoff. Roma: Edizioni di storia e letteratura, 2004. (Ricerche [Deutsches Studienzentrum
in Venedig], 1). S. 149–218.
18. Geyer H. Das venezianische Oratorium 1750–1820: Einzigartiges Phänomen und musikdramatisches
Experiment. 2. Bde. Laaber, 2005.
19. Gillio P. G. L’attivita musicale negli Ospedali di Venezia nel Settecento. Quadro storico e
materiali documentari. Firenze: Olschki, 2006. XV, 588 p. (Studi di musica veneta. Quaderni
vivaldiani, 12).
20. Eanes C. M. Angels of Song: An Introduction to Musical Life at the Venetian Ospedali // Choral
Journal. Vol. 49. № 8 (February, 2009). P. 71–81.
21. Kolneder W. Antonio Vivaldi: Leben und Werk. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1965. 296 S.
22. Maute M. Gloria! Vivaldi’s Angels’s: Linear Notes // Gloria! Vivaldi et ses anges / Vivaldi’s
Angels. [CD]. Analekta: AN 2 9917, 2008. P. 12–13.
23. Meyer-Baer K. Der chorische Gesang der Frauen, mit besonderer Bezugnahme seiner Betätigung
auf geistlichem Gebiet. Teil 1: Bis zur Zeit um 1800. Lpz.: Breitkopf & Härtel, 1917. VI, 151,
XXXVI S.
24. Over B. Per la Gloria di Dio. Solistische Kirchenmusik an den venezianischen Ospedali in
18. Jahrhundert. Bonn: Orpheus, 1998. 487 S. (Orpheus-Schriftenreihe zu Grundfragen der
Musik, Bd. 91).
25. Rossi F. La Musica Sacra di Galuppi tra Ospedali e Capella Ducale // La Capella Musicale di
San Marco nell’età moderna. Atti del Convegno Internazionale di Studi Venezia, Venezia 5–7
settembre 1994 / a cura di F. Passadore e F. Rossi. Venezia: Edizioni Fondazione Levi, 1998.
P. 451–493.
26. Talbot M. Vivaldi. 2nd revised edition. L.: J. M. Dent, 1993. 256 p. (The Dent Master Musicians).
27. Talbot M. Tenors and Basses at the Venetian Ospedali // Acta musicological. Vol. 66 (1994).
P. 123–138.
28. Talbot M. Introduction / Antonio Vivaldi. Juditha triumphans devicta Holofernis barbarie: sacrum
militare oratorium: Venezia 1716: RV 644 // Edizione critica a cura di M. Talbot. San Giuliano
Milanese: Ricordi, 2008. P. XXVII–XL.
29. White M. Vivaldi and the Pietà. URL: http://www.excellence-earlychildhood.ca/documents/
Micky_White.pdf. [11] p.
30. Whittemore J. M. Revision of Music performed at the Venetian Ospedali in the Eighteenth
Century. D. M. A. University of Illinois at Urbana-Champaign, 1986. 316 p.
31. Whittemore J., Eanes C. Letters to the editor // Choral Journal. Vol. 49. № 10 (April, 2009). P. 7.