Томас Таллис: числовая тайна имени

Аннотация

В  статье рассматривается практическое воплощение эстетической идеи русского философа А. Ф. Лосева о музыке как «жизни Числа во Времени». Анализируется уникальный случай применения числовой символики в музыке эпохи Возрождения на примере мотета Spem in alium английского композитора Томаса Таллиса. Гематрия (числовое значение) его имени влияет на выбор композиционной техники сочинения, на протяженность целого и отдельных разделов, на логику распределения тек ста в музыкальном пространстве и «режиссирует» моменты вступления сорокаголосного tutti. Гематрическая символика оказывается тесно связанной и с разными видами мензуральной нотации. Оцениваются три различные мензуральные пары, возможные при прочтении партитуры: Tempus imperfectumProlatio minor, Modus imperfectus — Tempus imperfectum и Maximodus perfectusModus imperfectus. На основании документов эпохи и свидетельств современников в  статье кратко освещается история создания мотета Spem in alium и музыкальные источники современной партитуры, основанной на двух манускриптах XVII века и английском издании двадцатых годов XX века. Помимо специфической только для этого произведения гематрической числовой символики, рассматриваются и общие для  стиля той эпохи «сакральные» числовые знаки. Показывается, каким образом Томас Таллис, словно и стинный демиург, создал на этом «синтетическом» фундаменте неповторимый звуковой микромир, и каким образом числа, составляющие имя музыканта, поддерживают архитектонику сочинения.

Использованная литература
  1. Лосев А. Ф. Форма — Стиль — Выражение. М.: Мысль, 1995. 944 с.
  2. Милка А. Искусство фуги И. С. Баха. СПб: Композитор, 2009. 456 с.
  3. Baker M. Spem in alium. URL: http://superflumina.org/PDF_files/speminalium.pdf (дата обращения: 12.08.2018).
  4. Cantiones, quae ab argumento sacrae vocantur (William Byrd/Thomas Tallis) URL: https://cpdl.org/wiki/index.php/Cantiones_quae_ab_argumento_sacrae_vocantur (дата обращения: 12.08.2018).
  5. Davis K. Motive and Spatialization in Thomas Tallis’ Spem in alium // Kevin William Davis: [Personal Site] (дата обращения: 12.08.2018).
  6. Keyte H. [disc notes] // Tallis: Spem in alium Latin Church Music / Taverner Consort & Choir Parrott. EMI CDC 7 49555 2 (1989).
  7. Legge Ph. Notes // Tallis Th. Spem in Alium Nunquam Habui: a Motet for 40 Voices / ed. by Philip Legge. Choral Public Domain Library. 2004 (rev. 2008). URL: http://cpdl.org/wiki/images/5/55/Tallis_Spem_in_alium_full_score_PML.pdf (дата обращения: 12.08.2018).
  8. Schwarm B. Spem in alium nunquam habui, motet by Tallis. URL: https://britannica.com/topic/Spem-in-alium-nunquam-habui (дата обращения: 12.08.2018).
  9. Stockhausen K. Gruppenkomposition: Klavierstück I (Anleitung zum Hören) // К. Stockhausen. Texte zum elektronischen und instrumentalen Musik: in 10 Bde. Bd. I. Aufsätze 1952–1962 zur Theorie des Komponierens / hrsg. von D. Schnebel. Köln: M. DuMont Schauberg, 1988. S. 63–74.
  10. Whittaker W. G. An Adventure (Tallis’s 40-part Motet) // W. G. Whittaker. Collected Essays. London [a. o.]: Oxford University Press, 1940. P. 86–89.