Вечность во времени: «Апокалипсис» Джона Тавенера как опыт музыкальной иконографии

Аннотация

Статья посвящена малоизвестному в России произведению английского композитора Джона Тавенера «Апокалипсис» (1993). На материале этого масштабного сочинения исследуется возникший в наиболее ортодоксальный период творчества данного автора концепт звуковой иконы, прослеживается его генезис. Возможность понимания музыкального произведения как иконы осмысливается в свете учения Православной церкви. При этом сквозь призму религиозной догматики рассматривается соотношение свободы творчества и религиозного канона, допустимая мера присутствия автора в тексте сочинения на столь значимый религиозный сюжет. Анализируются разработанная Тавенером система выразительных средств, укорененная в апостольской традиции, и связь между иконописью, подлинной верой и аскетической практикой. В заключении предпринимается попытка обосновать принципиальную инаковость звуковых икон Тавенера по отношению к сочинениям современных ему отечественных и зарубежных авторов, написанных на тему Апокалипсиса и на другие библейские сюжеты. Напряженный религиозный поиск помогает Тавенеру выйти за пределы музыкальной изобразительности и подвести слушателя к пространству богообщения. Это удается композитору во многом благодаря особому обращению со временем.