Венецианский мотет XVIII века: поэтика забытого жанра

Аннотация

Жанр сольного мотета XVIII века, возрождающийся в наши дни из забвения, был непременным атрибутом праздничного богослужения в церквях при венецианских «консерваториях» (Ospedali). Тем не менее, несмотря на свою невероятную популярность, этот жанр подвергался критике современников, а в дальнейшем исследователей. В статье предложена трактовка жанра венецианского мотета XVIII века в контексте культуры его эпохи. С целью разобраться в правомерности нападок на жанр сольного мотета, мы проследили его связь с исполнительской практикой своего времени и рассмотрели проблему «двойного смысла» текстов, проанализировав мотет Б. Галуппи «A rupe alpestri ad vallem».

Использованная литература

1. Барбье П. Венеция Вивальди. Музыка и праздники эпохи барокко. СПб: Иван Лимбах, 2009. 280 с.

2. Михайлов  А.  В. Античность как идеал и  культурная реальность XVIII–XIX  веков // А. В. Михайлов Языки культуры: учебное пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. C. 509–521.

3. Arnold D. The Solo Motet in Venice (1665–1775) // Proceedings of the Royal Musical Association. Vol. 106 (1979–1980). P. 56–68.

4. Arnold D., Arnold E. A «Salve» for Signora Buonafede // Journal of the Royal Musical Association. Vol. 113. Issue 2 (1988). P. 168–171.

5. Basso A. Somis, Giovanni Battista // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: in 29 vols. Vol. XXIII / Ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. P. 667–668.

6. Blichmann D. Terminologische und stilistische Aspekte der Mottetti a voce sola unter besonderer Berücksichtigung Antonio Vivaldis // Musik an den venezianischen Ospedali / Konservatorien vom

17. bis zum frühen 19. Jahrhundert. Symposion im deutschen Studienzentrum in Venedig vom 4. Bis 7. April 2001 / Hrsg. von H. Geyer und W. Osthoff. Roma: Edizioni di Storia e Letteratura, 2004. S. 113–114.

7. Burney C. The Present State of Music in France and Italy, or the Journal of a Tour through Those Countries, Undertaken to Collect Materials for a General History of Music. 2nd, corrected edition. L.: T. Becket, 1773. VIII, 409 p.

8. Burde I. Die venezianisсhe Kirchenmusik von Baldassare Galuppi. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2008. 185 S.

9. Cahn P. Zur Tradition der Motette «a voce sola» im 18. Jahrhundert // Die Motette. Beiträge zu ihrer Gattungsgeschichte / Hrsg. von H. Schneider und H.-J. Winkler. Mainz: Schott, 1991. S. 269–281. (Neue Studien zur Musikwissenschaft, Bd. V)

10. Dean W. Bordoni, Faustina // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: in 29 vols. Vol. III / Ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. P. 894–895.

11. Dean W., Vitali C. Cuzzoni, Francesca // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: in 29 vols. Vol. VI / Ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. P. 794–796.

12. Galuppi. Motets: Confitebor, Arripe alpestri ad vallem: CD Booklet. Virgin Classics: 5 45030 2.

13. Gianelli P. Dizionario della musica sacra e profana, che contiene la spiegazione delle voci, e quanto di teorie, di erudizione ecc., è spettante alla musica, con alcune notizie degli stromenti antichi e moderni, e delle Persone che si distinsero in Italia e ne paesi stranieri in quest’arte. 3 vol. in 1. Venezia: Andrea Santini, 1801. 176, 203, 166 p.

14. Gillio P. G. Il mottetto per voce sola nella produzione di Antonio Vivaldi // Rivista internazionale di musica sacra. Vol. VI (1985). P. 137–96.

15. Gillio P. G. Il mottetto a voce sola: un oratorio in miniatura // Nuovi Studi Vivaldiani. Edizione e cronologia critica delle opere: atti del convegno: in 2 vol. Vol. I / a cura di A. Fanna e G. Morelli. Firenze: Leo S. Olschki, 1988. P. 501–510. (Studi di musica veneta: Quaderni vivaldiani, 4)

16. Gillio P. G. Saggio bibliografico sui libretti di motetti pubblicati dagli ospedali di Venezia (1746– 1792) // Rivista Internazionale di Musica Sacra. Vol. XIV (1993). № 1. P. 118–191.

17. Hochstein W. Die Solomotetten bei den Incurabili unter besonderer Berücksichtigung der Kompositionen Jomellis // Musik an den venezianischen Ospedali / Konservatorien vom 17. bis zum frühen 19. Jahrhundert. Symposion im deutschen Studienzentrum in Venedig vom 4. Bis 7. April 2001 / Hrsg. von H. Geyer und W. Osthoff. Roma: Edizioni di Storia e Letteratura, 2004. S. 321–367.

18. Hucke H. Vivaldi und die vokale Kirchenmusik des Settecento // Antonio Vivaldi. Teatro musicale, Cultura e Società: atti del Convegno internazionale di studio (Venezia, 10–12 settembre 1981) / a cura di L. Bianconi e G. Morelli. Firenze: Leo S. Olschki, 1982. P. 191–206. (Studi di musica veneta, 2)

19. Leichtentritt H. Geschichte der Motette. Lpz.: Breitkopf und Härtel, 1908. 453 S. (Kleine Handbücher der Musikgeschichte nach Gattungen, hrsg. von H. Kretzschmar, Bd. II)

20. Lichtenthal P. Dizionario e bibliografia della musica: in 4 vol. Vol. 2. Milano: Antonio Fontana, 1826. 545 p.

21. Maier J. Ch. Beschreibung von Venedig: in 4 Theile. Th. 2. Frankfurt und Lpz.: Christian Gottlieb Hertel, 1789. VI, 410 S.

22. [Montagu M. W.] The Complete Letters of Lady Mary Wortley Montagu: in 3 vols. Vol.  II. 1721–1751 / Ed. by R. Halsband. Oxford: Clarendon Press, 1966. XVI, 530 p.

23. Over B. Per la Gloria di Dio. Solistische Kirchenmusik an den venezianischen Ospedali in 18. Jahrhundert. Bonn: Orpheus, 1998. 487 S. (Orpheus-Schriftenreihe zu Grundfragen der Musik, Bd. 91)

24. [Picinelli F.] Mondo simbolico: o sia vniversità d’imprese scelte, spiegate, ed’ illustrate con sentenze, ed eruditioni sacre, e profane. Studiosi diporti dell’ abbate D. Filippo Picinelli milanese nei canonici regolari lateranensi Teologo, Lettore di Sacra Scrittura, e Predicatore privilegiato. Che somministrano à gli Oratori, Predicatori, Accademici, Poeti &c. infinito numero di concetti; con indici copiosissimi. Milano: Stampatore Archiepiscopale, 1653. [34], 572, [176] p.

25. [Quantz J. J.] Johann Joahim Quantzens, Königl. Preußischen Kammermusikus, Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen; mit verschiedenen, zur Beförderung des guten Geschmackes in der praktischen Musik dienlichen Anmerkungen begleitet, und mit Exempeln erläutert. Nebst XXIV. Kupfertafeln. Berlin: Johann Friedrich Voß, 1752. [XIV], 334, [19], [1], [26] S.

26. Rossi F. Galuppi e i motetti // Barocco padano I: Atti del 9. Convegno internazionale sulla musica sacra nei secoli 17.–18.: Brescia, 13–15 luglio 1999 / a cura di A. Colzani, A. Luppi, M. Padoan. Como: A. M. I. S., 2002. P. 329–343.

27. Talbot M. Vivaldi. 2nd revised edition. L.: J. M. Dent, 1993. 256 p. (The Dent Master Musicians) 28. Talbot M. The sacred vocal music of Antonio Vivaldi. Firenze: Leo S. Olschki, 1995. XI, 565 p. (Studi di musica veneta: Quaderni vivaldiani, 82)