В настоящей статье оспаривается представление о единстве стилевого развития сольной скрипичной сонаты в центральной Европе второй половины XVII века, сложившееся в современных исследованиях. В результате проведенного анализа установлено существование по меньшей мере двух линий эволюции жанра. Представители одной из них (Бибер, Вальтер, Дёбель, Муффат и др.) продолжают традиции итальянских предшественников. Их сонаты отличают импровизационные разделы на статичном басу, полифоническое письмо, склонность к секвенционному изложению материала и пред- почтение, отдаваемое стандартным игровым фигурам. В то же время, сонаты двух выдающихся венских мастеров — Бертали и Шмельцера — следует рассматривать как самостоятельное явление. Им свойственны выразительный мелодизм, гомофонный склад изложения, богатая гармониями линия баса, оказывающая большое влияние на композицию в целом, мотивное развитие, объединение разных инструментальных приемов и их быстрая смена в рамках одного пассажа. Хотя особенности венских сонат для скрипки и basso continuo не были восприняты а вторами последующих поколений, наследие Бертали и Шмельцера представляет большую художественную ценность для современной практики исполнения старинной музыки.
1. Бочаров Ю. Da chiesa e da camera. Термины da chiesa и da camera в современном музыкознании и в реальной музыкальной практике XVII–XVIII столетий // Старинная музыка. 2011. № 3–4 (53–54). С. 16–23.
2. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства: учебник: в 3 вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1990. 303 с.
3. Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе / пер. А. Миролюбовой. М.: Александрия, 2009. 288 с.
4. Назарова Е. Sonatae Unarum Fidium Иоганна Генриха Шмельцера: особенности стиля и исполнительская интерпретация // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 2 (21). С. 74–99.
5. Apel W. Italian Violin Music of the Seventeenth Century / ed. by T. Binkley. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1990. 306 p.
6. Biber H. I. F. Celcissimæ ac Reverendissime Princeps <…> // H. I. F. Biber. [Mysterien (Rosenkranz)-Sonaten]. BSB Mus. Ms. 4123, 1678. P. [1].
7. Brewer, Charles E. The Instrumental Music of Schmelzer, Biber, Muffat and Their Contemporaries. Burlington, VT: Ashgate, 2011. 411 p.
8. The Cambridge Companion to the Recorder / ed. by J. M. Thomson. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 264 p.
9. Cerha F. Editor’s Preface // J. H. Schmelzer. Sonatae Unarum Fidium: in 2 Bde. Bd. 2: Sonata quarta; Sonata quinta; Sonata sexta / hrsg. von F. Cerha. Wien: Universal Edition, 1958. S. IV–V (Wiener Urtext Ausgabe).
10. Duindam J. F. J. Vienna and Versailles: The Courts of Europe’s Major Dynastic Rivals, 1550–1780. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 349 p.
11. Einstein A. Zur Deutschen Literatur für Viola da Gamba: Im 16. und 17. Jahrhundert. Zweite Folge. H. I. Lpz.: Breitkopf & Härtel, 1905. 50 S.
12. Fischerman D. “Scherzi musicali. Biber, Schmelzer, Walther”, Musica Antiqua Köln, Reinhard Goebel, 0289 429 2302 7 DDD AH ARCHIV Production: record review.Deutsche Grammophon (2003). URL: http://www.deutschegrammophon.com/en/ cat/4292302 (дата обращения: 01.07.2015).
13. Georg Muffat on Performance Practice. The Texts from Florilegium Primum, Florilegium Secundum, and Auserlesene Instrumentalmusik / ed. and transl. by D. K. Wilson. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2001. 152 p.
14. Graulich M. Vorwort // H. I. F. von Biber. Sonate Es-Dur für Violine (scordato) und Cembalo. Stuttgart: Carus, 2005. 27 S.
15. Ingrao Ch. W. The Habsburg Monarchy, 1618–1815. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 286 p. (New Approaches to European History, Vol. 21).
16. Keller K., Scheutz M., Tersch H. Johann Sebastian Müller (1634–1708) und die Entstehung seines Diariums: Vorwort der Herausgeber // Einmal Weimar — Wien und retour. Johann Sebastian Müller und sein Wienbericht aus dem Jahr 1660 // hrsg. von K. Keller, M. Scheutz, H. Tersch. München: Oldenbourg, 2005. S. 9–15.
17. Nettl P. Die Wiener Tanzkomposition in der zweiten Hälfte des siebzehnten Jahrhunderts // Studien zur Musikwissenschaft. Н. 8 (1921). S. 45–175.
18. Rinck E. G. Leopolds des Grossen Röm. Kaisers wunderwürdiges Leben und Thaten aus geheimen nachrichten eröffnet und in vier Theile getheilet: in 2 Bde. Cölln: o. Dr., 1713. 1725 S.
19. Schmelzer J. H. Clementissime Princeps. Sacro-Profanus Concentus Musicus <…> // Denkmäler der Tonkunst in Österreich / hrsg. von E. Schenk. Bd. 111–112. Wien: Österreichischer Bundesverlag, 1665. S. 1.
20. Stowell R. The Early Violin and Viola: A Practical Guide. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. XV, 234 p.
21. Schwarz B. Great Masters of the Violin: From Corelli and Vivaldi to Stern, Zukerman, and Perlman / Foreword by Y. Menuhin. N. Y.: Simon and Schuster, 1987. 671 p.
22. Whaley J. Germany and the Holy Roman Empire: in 2 vols. Vol. II: The Peace of Westphalia to the Dissolution of the Reich, 1648–1806. Oxford: Oxford University Press, 2011. 747 p.
23. Wollny P. Johann Heinrich Schmelzer, Violin Sonatas. Romanesca (Andrew Manze, violin; Nigel North, theorbo; John Toll, harpsichord and organ). Harmonia Mundi, USA, 1996. [HMU 907143]: record review // Journal of Seventeenth-Century Music. Vol. 3 (1997). No. 1. URL: http://sscm-jscm.org/v3/no1/wollny.html (дата обращения: 01.07.2015).
24. Wörner K. H. Geschichte der Musik. Ein Studien- und Nachschlagebuch. 8. Auflage.
Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993. 694 S.