«Во дни балетов и блинов…» Отражение столичной балетной жизни в дневниках великого князя Константина Николаевича

Аннотация

В статье впервые предприняты публикация, источниковедческий обзор и комплексный анализ дневниковых записей о балете, принадлежащих вел. кн. Константину Николаевичу (1827–1892). Дневники, охватывающие период с 1837 по 1889 год, содержат многочисленные высказывания о театральных постановках, русских и европейских танцовщиках и балетмейстерах. Ракурс работы обусловлен избранным для изучения материалом. Статья включает следующие разделы: 1) Истоки увлеченности вел. кн. Константина Николаевича музыкально-хореографическим искусством; 2) Балеты Тальони в детских дневниках великого князя; 3) Великий князь танцует «Морского разбойника» (с хронографом «Адольф Адан в Петербурге», 1839/1840); 4) Заграничные впечатления 1840–1850-х; 5) В балете с Александром II (1860–1870-е); 6) Неизвестное стихотворение П. А. Вяземского в дневнике вел. кн. Константина Николаевича (1874); 7) М. Петипа и «Царь Берендей» В. А. Жуковского; 8) К реконструкции «Катарины»: «Pas еśpagnol» великой княгини Александры Иосифовны (1870). В заключении подведены предварительные итоги и намечены дальнейшие перспективы изучения личных документов августейших балетоманов XIX — начала XX столетия. В Приложении представлены перечни балетов и балетных артистов, упоминаемых в дневниках великого князя, а также тематическая подборка его заметок о «Царе Кандавле», «Трильби», «Камарго» и других творениях Мариуса Петипа. При комментировании привлечены дневники, мемуары и письма лиц из ближайшего окружения великого князя Константина Николаевича (в том числе, его отца, императора Николая I и его матери, императрицы Александры Федоровны), российская и зарубежная пресса, редкие нотные и рукописные материалы. Сведения, содержащиеся в статье, будут полезны не только для искусствоведов, но и для историков культуры и литературоведов.

Благодарности

Выражаю искреннюю благодарность за предоставление важных материалов, консультации и помощь начальнику ОНФ Мариинского театра Марии Николаевне Щербаковой, заведующему ОРКиР НБ СПбГУ Алексею Александро-
вичу Савельеву, заведующей Отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Алле Александровне Семенюк, заведующей Сектором русских фондов XVIII–XXI веков ОР РНБ Елене Андреевне Михайловой, главному библиотекарю Сектора нотных изданий Отдела нотных изданий и музыкальных звукозаписей РНБ Софье Петровне Пепельжи, Петру Глебовичу Поспелову, Ларисе Григорьевне Луняковой.

Использованная литература

1. Адан А. Ш. Воспоминания музыканта / пер. с фр., предисл. и примеч. Е. Ф. Овчаренко-Чернодубровской. М.: МАКС Пресс, 2003. 102 с.

2. Адольф Адан и девица Шери Куро // Северная пчела. 1840. № 200. 6 сентября. С. 1–3.

3. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.

4. Боглачева И. А. Французский танцовщик Шарль Лашук в Санкт-Петербурге, 1832– 1841 // Россия — Франция. Alliance культур: Материалы XXII Царскосельской научной конференции / оргкомитет конф.: И. К. Ботт и др. Ч. 1. СПб.: Серебряный век, 2016. С. 83–92.

5. Бондаренко В. В. Вяземский. М.: Молодая гвардия, 2004. 678 с. (Жизнь замечательных людей; вып. 1084).

6. Бронфин Е. Ф. Адан // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. I. М.: Советская энциклопедия, 1973. Стб. 54.

7. Бурдин Ф. А. Воспоминания артиста об императоре Николае Павловиче // Исторический вестник. 1886. Т. XXIII. С. 144–153.

8. Бурлака Ю. П., Груцынова А. П. Антология балетного либретто. Россия 1800–1917. Санкт-Петербург. Блаш., Вальберх, Дидло, Дюпор, Леон, Ле Пик, Малавернь, Перро, Тальони, Титюс: учебное пособие. СПб.: Лань; Планета музыки, 2021. 392 с.

9. Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867–1884. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. 444 с.

10. Внутренние известия. Хроника // Голос. 1875. № 28. 28 января (9 февраля). С. 2.

11. Вольф А. И. Хроника петербургских театров. С конца 1826 до начала 1855 года. Ч. I: Годовые обозрения русской и французской драматической сцены, оперы и балета. СПб.: Типография Р. Голике, 1877. 190 с.

12. Воспоминания П. А. Кускова о великом князе Константине Николаевиче / публ. Ю. А. Кузьмина // Исторический архив. 2008. № 4. С. 157–196.

13. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений: в 12 т. / изд. гр. С. Д. Шереметева. Т. IV: 1828–1852. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880. 404 с.

14. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений: в 12 т. / изд. гр. С. Д. Шереметева. Т. XII: 1863–1877. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1896. 595 с.

15. Герштейн Э. Г. Судьба Лермонтова. М.: Советский писатель, 1964. 496 с.

16. Головнин А. В. Материалы для жизнеописания царевича и великого князя Константина Николаевича / сост. Б. Д. Гальперина, Б. П. Миловидов. СПб.: Д.А.Р.К., 2006. 368 с.

17. Груцынова А. П. Адан // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861. Т. XV: Персоналии: А–Б / отв. ред. Н. А. Огаркова. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2019. С. 21–43.

18. Груцынова А. П. Западноевропейский романтический балет: либретто, музыка, постановка, критика. Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2019. 554 с.

19. Груцынова А. П. К вопросу о балете для детей в истории отечественного хореографического искусства // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 2 (73). С. 18–33.

20. Груцынова А. П. Петербургские «приключения» Адольфа Адана // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь-исследование. XIX век. 1801–1861. Материалы к энциклопедии. Т. XIV / отв. ред. и сост. Н. А. Огаркова. СПб: Российский институт истории искусств, Композитор • Санкт-Петербург, 2017. С. 56–67.

21. Груцынова А. П. Тринадцать балетов Адольфа Адана. М.: Альтекс, 2011. 120 с.

22. Груцынова А. П. Французский балет для русской сцены. К истории постановки балета «Морской разбойник» А. Адана — Ф. Тальони // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций. Вып. 5 / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. С. 175–185. (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 66).

23. Зотов Р. М. Записки // Исторический вестник. 1896. Т. LXV. С. 302–321.

24. Зрелища // Санктпетербургские ведомости. 1839. № 232. 11 октября. С. 1050.

25. Зрелища // Санктпетербургские ведомости. 1840. № 28. 4 февраля. С. 124.

26. Зрелища // Северная пчела. 1839. № 229. 11 октября. С. 916.

27. Корсунский И. Н. По поводу полувека со времени возобновления Зимнего дворца // Русский архив. 1889. № 9. С. 98–111.

28. Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.; М.: Искусство, 1958. 309 с.

29. Кулаков В. А. Огюст // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 380.

30. Лямина Е. Э., Самовер Н. В. «Бедный Жозеф»: жизнь и смерть Иосифа Виельгорского: Опыт биографии человека 1830-х годов. М.: Языки русской культуры, 1999. 559 с. (Studia historica).

31. Материалы по истории русского балета: в 2 т. / сост. М. Борисоглебский. Т. I. Л.: Ленингр. гос. хореогр. училище, 1938–1939. 380 с.

32. Моисеев Г. А. Воспоминания Э. Ф. Направника в зеркале личных дневников великого князя Константина Николаевича // Музыковедение. 2020. № 11. С. 12–25. https://doi. org/10.25791/musicology.11.2020.1157.

33. Моисеев Г. А. Дневники великих князей Романовых как музыкально-исторический источник (вторая половина XIX века) // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 3. С. 8–77. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2018.34.3.01.

34. Моисеев Г. А. Моцартиана Мраморного дворца: к истории семейных слушательских и исполнительских традиций (1830–1890-е годы) // Музыковедение. 2021. № 8. С. 3–18. https://doi.org/10.25791/musicology.8.2021.1204.

35. Моисеев Г. А. Отражение русской и европейской оперной жизни в дневниках великого князя Константина Николаевича (1830–1880-е гг.) // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Четвертой Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г.: в 3 т. / ред.-сост. И. П. Сусидко. Т. II. М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 173–180.

36. Моисеев Г. А. П. И. Чайковский и великий князь Константин Николаевич: К истории взаимоотношений // Научный вестник Московской консерватории. Том 4. Выпуск 3 (сентябрь 2013). С. 136–167. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2013.14.3.007.

37. Никитенко А. В. Дневник: в 3 т. / подгот. текста, вступ. ст. и примеч. И. Я. Айзенштока. Т. I. М.: Гослитиздат, 1955–1956. (Серия литературных мемуаров).

38. Нильский А. А. Закулисная хроника: 1856–1894. СПб.: Общественная польза, 1900. 338 с.

39. Новые музыкальные сочинения // Библиотека для чтения. 1840. Т. XLII, отдел VII. С. 82.

40. Ольга Николаевна, вел. кнж. Сон юности: Воспоминания. 1825–1846 // Николай I. Муж. Отец. Император / сост., предисл. Н. И. Азаровой. М.: Слово, 2000. С. 174–329.

41. Отечественные издания первой половины XIX века: сводный каталог. Ч. 1. Кн. 1. Отдельно изданные произведения композиторов: А–Д / сост.: И. В. Брежнева, Г. В. Карминская, Э. Б. Рассина. М.: [б. и.], 1988. 214 с. (Памятники музыкального искусства).

42. Отъезжающие за границу // Прибавление к Санктпетербургским ведомостям. 1840. № 39. 17 февраля. С. 396.

43. Пашкова Т. Л. Император Николай I и его семья в Зимнем дворце: в 2 ч. Ч. 1: 1796–1837. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. 464 с.

44. Переписка цесаревича Александра Николаевича с императором Николаем I, 1838– 1839 / под ред. Л. Г. Захаровой, С. В. Мироненко. М.: РОССПЭН, 2008. 741 с. (Бумаги Дома Романовых).

45. Петербургская всячина // Сын Отечества. 1840. Т. II. Кн. 1. С. 243.

46. Петербургский балет. Три века: хроника: в 3 т. Т. II / авт.-сост. И. А. Боглачева. СПб.: [б. и.], 2014. 366 с.

47. Петипа М. «Мемуары» и документы / сост., науч. ред., вступ. ст., коммент. и пер. С. Конаева. М.: Навона, 2018. 222 с.

48. Петрова Г. Посвящение «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза Николаю I. Успех или неуспех? // Музыка в культурном пространстве Европы — России. События. Личность. История / отв. ред. и сост. Н. А. Огаркова. СПб.: Российский институт истории искусств, 2014. С. 104–118.

49. Письмо композитора Ад. Адама из России // Русская музыкальная газета. 1899. № 42. Ст. 1039–1042.

50. Плещеев А. Наш балет (1673–1899): Балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1899 г. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. 576 с.

51. Погожев В. П. Столетие организации императорских московских театров. (Опыт исторического обзора). Вып. 1. СПб.: Дирекция имп. театров, 1906–1908. 384 c.

52. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3 т. / сост., текстол. подгот. и вступ. ст. Л. А. Баренбойма. Т. I. М.: Музыка, 1983. 213 с.

53. Рылеева М. А. Итальянская балерина Элена Корнальба на петербургской сцене // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2010. № 2. С. 191–215.

54. Свешникова А. Л. Петербургские сезоны Артура Сен-Леона. 1859–1870. СПб.: Балтийские сезоны, 2008. 423 с.

55. Сидорова А. Н. Образовать в детях ум, сердце и душу. Воспитание великих князей в семьях императоров Николая I и Александра II. М.: Кучково поле Музеон, 2019. 382 с.

56. [Скальковский К.] О женщинах. Мысли старые и новые. Изд. 9-е, вновь доп. СПб.: изд. А. С. Суворина, 1895. 457 c.

57. Скляревская И. Р. Тальони. Феномен и миф. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 359 с.

58. Слонимский Ю. И. Балетные строки Пушкина. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1974. 182 с.

59. Стуколкин Т. А. Воспоминания артиста императорских театров / записанные по его рассказу А. Вальбергом // Артист. 1895. № 46. Кн. 2. С. 117–125.

60. [Тальони Ф.] Морской разбойник: Балет в двух действиях / соч. г. Тальони; музыка соч. г. Адана. Представлено в 1-й раз на Большом театре 5-го февраля 1840 года. СПб.: тип. И. Глазунова, 1840. 16 с.

61. Тальони Ф. Морской разбойник (Le pirate): Балет в трех действиях / соч. г. Тальони; поставлен на здешней сцене балетмейстером Имп. Моск. театра г. Герино; муз[ыка] соч. Адольфа Адама. М.: тип. И. И. Смирнова, 1841. 24 с.

62. Театр и музыка // Петербургская газета. 1871. № 1. 3 января. С. 3.

63. Театральное эхо // Петербургская газета. 1872. № 10. 18 января. С. 2.

64. Театральное эхо // Петербургская газета. 1875. № 16. 28 января. С. 2.

65. Театральные новости // Петербургская газета. 1870. № 161. 3 ноября. С. 3.

66. Театральный альбом. Тетр. 2. СПб.: тип. К. Крайя, 1842. [8], 11, [1] с.

67. Федорченко О. А. «Нестор» русского балета: Николай Осипович Гольц. 1800–1880 // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2018. № 1. С. 33–41.

68. Худеков С. Н. История танцев: в 4 ч. Ч. IV. Петроград: тип. «Петроградской газеты» С. Н. Худекова, 1918. 320 с.

69. Шлуглейт Г. М. Морской разбойник // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 354.

70. Chronique étrangère // Revue et gazette musicale de Paris. 1840. No. 15. 20 février. P. 124.

71. Chronique étrangère // Revue et gazette musicale. 1840. No. 23. 19 Mars. P. 188.

72. Cucchi C. Venti anni di palcoscenico. Ricordi artistici. Rome: Enrico Voghera, 1904. 220 p.

73. Feldman А. Being Heard: Women Composers and Patrons at the 1893 World’s Columbian Exposition // Notes. Vol. 47. No. 1 (September, 1990). P. 7–20. https://doi.org/10.2307/940531.

74. Letellier R. I., Fuller N. L. Adolphe Adam, Master of the Romantic Ballet, 1830–1856. Newcastle-upon-Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2023. 716 p.

75. Musique nouvelle publiee par les éditeurs de Paris // Revue et Gazette musicale. 1840. 22 Novembre. P. 566.

76. Pougin A. Adolphe Adam: sa vie, sa carrière, ses mémoires artistiques. Paris: Charpentier, 1877. 370 p.

77. Quelques lettres inédites de musiciens célèbres / ed. A. Pougin // Ménestrel. 1899. № 38. 17 Septembre. P. 1.

78. Spettacoli d’oggi // Gazzetta Piemontese. 1857. No. 47. 24 Febbraio. P. 3.

79. Studwell W. E. Adolphe Adam and Léo Delibes: A Guide to Research. New York; London: Garland, 1987. 248 p.

80. Taglioni // New Monthly Belle Assemblée. A Magazine of Literature and Fashion, under the Immediate Patronage of Her Royal Highness the Duchess of Kent. Vol. XII. January to June, 1840. London: published at 24, Norfolk-Street, Strand. Р. 329.

81. The Cambridge Companion to Ballet / ed. by M. Kant. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 353 p.

82. Theater // St. Petersburgische Zeitung. 1840. No. 28. 4/16 Februar. S. 134.

83. Ultime notizie // Gazzetta Piemontese. 1857. No. 49. 26 Febbraio. P. 3.