Возрождение образа казака Мамая-бандуриста и некоторые особенности современной культурной политики Украины

Аннотация

Статья посвящена мифологическому персонажу украинского фольклора — запорожскому казаку Мамаю, образ которого запечатлен на многочисленных украинских народных картинах. Анализируются иконография Мамая, его атрибуты, впервые последовательно раскрываются разноэтнические (в основе своей тюркские) напластования его образа (Коркут —  Кёр-оглы —  суфий-кызылбаш). Идентификация разновидностей лютен Мамая не только раскрывает многослойность его образа, но также свидетельствует о богатстве исторического лютневого инструментария Украины. Образ не утратил своей популярности, и ныне ему приписывается статус культурного героя и даже национального духовного символа.

Использованная литература
  1. Абдуллаева С. Народный музыкальный инструментарий Азербайджана. Баку: Элм, 2000. 485 с.
  2. Басилов В. Н. Ашыкайдын //  Мифологический словарь /  гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 83.
  3. Басилов В. Н. Коркут // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 291.
  4. Гноева С. О. Українська народна картина «Козак Мамай» —  генетичний код нації, етносимвол українців. 2018. URL: https://vseosvita.ua/library/dopovid-na-temu-ukrainska-narodna-kartinakozak-mamaj-geneticnij-kod-nacii-etnosimvol-ukrainciv-106097.html (дата обращения: 04.11.2020).
  5. Евмешкина Е. Л., Малюская В. А. Культурная политика и культурная динамика Украины на современном этапе государственного развития // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 83–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika-i-kulturnaya-dinamika-ukrainy-na-sovremennom-etape-gosudarstvennogo-razvitiya (дата обращения: 04.11.2020).
  6. Есипова М. В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент») //  Научный Татарстан. 2013. № 3. С. 26–35. URL: www.antat.ru/bigzip/NT2013/32013/420133.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
  7. Есипова М.В. Тюркский след в древнерусской книжной иконографии на примере миниатюры «Царь Давид и музыканты» Ипатьевской (Годуновской) псалтыри 1594 г. //  Историческая этнология. 2019. Т. 4. № 1. С. 6–25. URL: http://historicalethnology.org/journal/2019-t4-n1 (дата обращения: 04.11.2020).
  8. Закон Украïни Про культуру. 14 грудня 2010 року. № 2778-VI //  Вiдомостi Верховноi Ради Украïни (ВВР). 2011. № 24. (Закон Украины о культуре от 14.12.2010 № 2778–VI 2011. № 24). URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T102778.html (дата обращения: 04.11.2020).
  9. Истории от Олеся Бузины: Татары — предки украинцев. Татарский корень казацкого рода. 2012. URL: https://nilov8.livejournal.com/42784.html (дата обращения: 04.11.2020).
  10. Камбар //  Мифологический словарь /  гл. ред. Е. М. Мелетинский М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 272.
  11. Кандель Ф. Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи. Litres, 2017. URL: https://books.google.ru/books?id=YuM-CgAAQBAJ (дата обращения: 04.11.2020).
  12. Капранови Б. Мальована історія незалежності України. URL: https://ivanets.com/articles/ua_asc_mamay.html (дата обращения: 04.11.2020).
  13. Карбелаи Р. 40 избранных коротких хадисов об имаме Махди. URL: https://shia.world/40-izbrannyh-korotkih-hadisov-ob-imame-mahdi (дата обращения: 04.11.2020).
  14.  Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история / пер. с англ. М. Г. Романов. СПб.: Диля, 2004. 464 с.
  15. Козак Мамай: феномен одного образу та спроба прочитання його культурного «ідентифікаційного» коду. Киев: Родовит, 2008. 298 с.
  16. Кызылбаши // Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е.С.Элбакян. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. С. 721–722. URL: http://religiocivilis.ru/islam/361-kyzylbashi.html (дата обращения: 04.11.2020).
  17. Ласка  І.  М.  Козак  Мамай,  козак-бандурист //  Енциклопедія  історії  України. Т. 4: Ка —  Ком /  Редкол.: В.А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. Киïв: Наукова думка, 2007. С. 404–405. URL: http://www.history.org.ua/?termin=Kozak_Mamay (дата обращения: 04.11.2020).
  18. Ликвидация Запорожской сечи в связи с пугачевским бунтом. URL: https://rusidea.org/25081802 (дата обращения: 04.11.2020).
  19. Лис С. Феномен і загадка козака Мамая. URL: http://na-skryzhalyah.blogspot.com/2016/12/blog-post_29.html (дата обращения: 04.11.2020).
  20. Нефедов С. А. Эпоха Сефевидов в Иране (Гл. 12.6) // С . А. Нефедов. Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М.: Территория будущего, 2008. С. 634–654. URL: https://history.wikireading.ru/270427 (дата обращения: 04.11.2020).
  21. Официальный сайт президента Азербайджанской Республики. 21 февраля 2012 г.: Ильхам Алиев принял участие в открытии в Баку памятника народному герою Кероглу. URL: https://ru.president.az/articles/4356 (дата обращения: 04.11.2020).
  22. Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям Российского Государства. Ч. 1. СПб.: Императорская Академия Наук, 1773. 786 с.
  23. Памятник казаку Мамаю. URL: http://hortica.zp.ua/ru/guide/north/256-mamay (дата обращения: 04.11.2020).
  24. Персидская держава: от Сефевидов до Каджаров. 2012. URL: http://historick.ru/view_post.php?cat=5&id=141 (дата обращения: 04.11.2020).
  25. Прозоров С. ал-Махди //  Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. 315 с.
  26. Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура. Этноорганологическое исследование. 2-е изд., доп. Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. 188 с.
  27. Ригельман А. Н. Описание пребывающих Малороссийских народов жительства, обычаев и обрядов, нынешних и прежних // А .Н.Ригельман. Лѣтописное повѣствованiе о Малой Россiи и ея народѣ и козакахъ вообще <…>. Ч. IV. Москва: Университетская типографія, 1847. С. 84–87. URL: http://litopys.org.ua/rigel/rig29.htm (дата обращения: 04.11.2020).
  28. Словник української мови. URL: http://ukrlit.org/slovnyk (дата обращения: 04.11.2020).
  29. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII века). Сокр. изложение перс. (тадж.) текста с введением, прим. и указателем проф. А. А. Семенов. Ташкент: Тип. № 1, 1946. 87 с.
  30. Татарские корни казачества. URL: https://yadocent.livejournal.com/286111.html (дата обращения: 04.11.2020).
  31. Ткаченко П. И. Откуда ты, казак Мамай? // Красная звезда. 2001. 18 октября. URL: http://old.redstar.ru/2001/10/18_10/4_01.html; то же: Свет станиц. 2019. № 4 (17). URL: https://светстаниц.рф/kt12 (дата обращения: 04.11.2020).
  32. Украинская домра: исторические ретроспекции. URL: http://domra.mywebteam.org/articles/ukrainskaya-domra-istoricheskie-retrospekcii.html (дата обращения: 04.11.2020).
  33. Фаминцын А. С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа (балалайка, кобза, бандура, торбан, гитара). Исторический очерк. СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1891. 220, 14 с.
  34. Чогур //  Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чогур (дата обращения: 04.11.2020). 
  35. Чуб // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чуб (дата обращения: 04.11.2020).
  36. Шамахян Н. Музыкальные инструменты Армянского нагорья (по изображениям на манускриптах, хачкарах, фресках и надгробиях) [в печати].
  37.  Шенников А. А. Княжество потомков Мамая. Депонировано в ИНИОН, № 7380. Л., 1981. С. 20–22. URL: http://kraevedenie.net/2008/12/07/mamay-glinsky/ (дата обращения: 04.11.2020).
  38. Abdullaeva S. Струнные инструменты (хордофоны) // S. Abdullaeva. Azərbaycan çalği alətləri dünyani valeh edir / A zerbaijani Musical Instruments Fascinate the World / Азербайджанские музыкальные инструменты очаровывают мир. Baki, NURLAR. Calgi-aletleri-dunyani-valeh-edir. URL: http://azkurs.org/calgi-aletleri-dunyani-valeh-edir.html?page=11 (дата обращения: 04.11.2020). С. 15–8, 116–8, 205–7.
  39. Diakowsky M. A Note on the History of the Bandura // The Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the U. S. Vol. VI (1958). No. 3–4 (21–22). P. 1419. URL: https://uvan.org/wp-content/uploads/2014/05/Annals-of-UVAN-1958–3–4.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
  40. During J. Čoḡūr // Encyclopaedia Iranica. Vol. VI (1992). Fasc. 1. P. 13–14. URL: https://www.iranicaonline.org/articles/cogur-the-typical-pyriform-lute-of-the-minstrels-of-azerbaijan (дата обращения: 04.11.2020).
  41. Farmer H. G. Bizantine Musical Instruments in the Ninth Century //  The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Vol. 57. Issue 2 (Apr., 1925). P. 299–304. doi: 10.1017/S0035869X00068714.
  42. Javadi H. Köroğlu. I. Literary Tradition // E ncyclopædia Iranica, online edition, 2016. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/kroglu-i-literary-tradition (дата обращения: 04.11.2020).
  43. Kaempfer E. Amoenitatum exoticarum politico-physico-medicarum fascicule V, quibus continentur variae relationes, observationes et descriptiones rerum Persicarum et ulterioris Asiae, multa attentione, in peregrinationibus per universum Orientem, collectae ab auctore Engelberto Kaempfero. Lemgo: Heinrich Wilhelm Meyer, 1712. [20], 912, [32] p.
  44. Kobza. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Kobza (дата обращения: 04.11.2020).
  45. The lute in Ukraine. Torban. URL: http://torban.org/torban.html (дата обращения: 04.11.2020).