Ю.Н.Холопов анализирует «Весну священную»

Аннотация

Творчество Стравинского и, в частности, фрагменты «Весны священной» неодно­кратно становились предметом исследований Ю. Н. Холопова. Обнаруженная в ар­хиве ученого рукопись статьи, посвященной специально «Весне», знакомит с ана­литическими обобщениями, касающимися гармонической структуры балета. Эти обобщения демонстрируют метод Холопова, проистекающий из его концепции эво­люции гармонии и непосредственно предназначенный для анализа полигармонии и новой тональности ХХ века: поиск константного интервального комплекса, со­хранение связи с которым обеспечивает единство индивидуализированной высот­ной структуры сочинения. Холопов показывает, как принцип сочинения системы родства гармонических элементов, связанной с замыслом конкретного сочинения, унаследованный от Римского-Корсакова, был блестяще развит Стравинским в ин­дивидуальном модусе «Весны».

Использованная литература

1. Валькова В. Б. Музыкальный тематизм — Мышление — Культура. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1992. 138 c.

2. Холопов Ю. Н. Весна священная: аналитическая структурная демонстрация [1986]. Машинопись с рукописными вставками. НМБТ, фонд Ю. Н. Холопова.

3. Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. Ч. 2. М.: Музыка, 2001. 193 с.

4. Холопов Ю. Н. Гармония в сочинениях Стравинского русского периода творчества. Машинопись. НМБТ, фонд Ю. Н. Холопова.

5. Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. В 2-х частях. Ч. II: Гармония XX века М.: Композитор, 2005. 624 с.

6. Холопов Ю. Н. Задания по гармонии. М.: Музыка, 1983. 288 с.

7. Холопов Ю. Н. К проблеме логики музыкального мышления // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. М.: Музиздат, 2008.

8. Холопов Ю. Н. Наблюдения над современной гармонией // Советская музыка. 1961. № 11. С. 50−55.

9. Холопов Ю. Н. Новая гармония: Стравинский, Прокофьев, Шостакович // Русская музыка и ХХ век. М.: Государственный институт искусствознания, 1997. С. 433–460.

10. Холопов Ю. Н. О системе гармонии Стравинского // И. Ф. Стравинский. Сб. статей. М.: Московская государственная консерватория, 1997. С. 28–46.

11. Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. 287 с.

12. Холопов Ю. Н. Полиладовость // Музыкальная энциклопедия. Т. IV. М.: Музыка, 1978.
С. 331.

13. Холопов Ю. Н. Симметричные лады в русской музыке // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. М.: Музиздат, 2008. С. 114–145.

14. Холопов Ю. Н. Современные черты гармонии Прокофьева. М.: Музыка, 1967. 478 с.

15. Холопов Ю. Н. Эмансипация диссонанса и новая модальность ХХ века // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. М.: Музиздат, 2008. С. 105–113.

16. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983. 281 с.

17. Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн. М.: Советский композитор, 1984. 320 с.

18. Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Музыка Веберна. М.: Советский композитор, 1999. 367 с.

19. Berger A. Problems of Pitch Organization in Stravinsky // Perspectives of New Music. Vol. 2 (1963). No. 1. P. 11–42.

20. Taruskin R. Stravinsky and the Russian Traditions: A Biography of the Works through Mavra: in 2 Vols. Berkeley: University of California Press, 1996. 1757 p.

21. Van den Toorn P. The Music of Igor Stravinsky. New Haven: Yale University Press, 1983. 512 p.