Зет Кальвизий. Мелопея (первая часть)

Аннотация

Труд Зета Кальвизия «Мелопея» (1592) скромно подан автором как краткий учебник музыкальной — главным образом многоголосной — композиции. В действительности «Мелопея», состоящая из 21 главы с обширным Прологом, представляет собой памятник немецкой культуры XVI века, воздвигнутый гуманистом ренессансного толка, для которого история, классическая филология, математика, риторика и другие науки — составные части musica poetica в той же мере, что и практические наставления к сочинению музыки. Эта публикация включает издание полного оригинального текста «Мелопеи» и его перевод на русский язык, в том числе транскрипции более 150 авторских иллюстраций. Издание текста предваряет статья С. Н. Лебедева и А. М. Салтыковой «Мелопея Кальвизия в истории музыкальной науки», в которой дан систематический обзор научной и учебной проблематики в трактате, описаны бэкграунд автора и особенности его стиля, выделены основные преимущества и недостатки его учения.

Издание С. Н. Лебедева,
русский перевод, вступительная статья и комментарии
С. Н. Лебедева и А. М. Салтыковой

Благодарности: Искренне благодарим доктора искусствоведения Вячеслава Геннадьевича Цыпина за консультации по греческой лексике Кальвизия, в том числе и особенно — в контексте античной теории музыки; кандидата физико-математических наук Алексея Юрьевича Зубова — за разъяснения «музыкальной» математики Кальвизия и написанные по следам этих разъяснений комментарии; доцента филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Нину Александровну Алмазову — за помощь в толковании некоторых «темных» латинских мест.

Использованная литература

К вступительной статье:

  1. Боэций А. М. С. Основы музыки / подготовка текста, перевод с латинского и комментарий С. Н. Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. 428 с.
  2. Двоскина Е. М. От modulatio к модуляции: В поисках общего знаменателя // Музыкальная академия. 2004. № 3. С. 164–166.
  3. Лебедев С. Н. О методе и стиле раннего Боэция // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 3. С. 24–39. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2011.06.3.02
  4. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. СПб.: Лань, 2003. 544 с.
  5. Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С. Музыкально-теоретические системы: учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов / отв. ред. В. С. Ценова, ред. Т. С. Кюрегян. М.: Композитор, 2006. 632 с.
  6. Besseler H. Das musikalische Hören der Neuzeit. Berlin: Akademie-Verlag, 1959. 80 S.
  7. Calvisius S. Compendium musicae pro incipientibus conscriptum. [Ed. secunda]. Leipzig: Bartholomeus Voigt, 1602.
  8. Calvisius S. Exercitatio musica tertia de praecipuis quibusdam in arte musica quaestionibus <...> Leipzig: Thomas Schürer, 1611. 181 p.
  9. Calvisius S. Exercitationes musicae duae. Quarum prior est, de modis musicis <...> Posterior, de initio et progressu musices <...>. Leipzig: Jacob Apel, 1600. 142 p.
  10. Calvisius S. ΜΕΛΟΠΟIΙΑ sive melodiae condendae ratio <...>. Erphordia: Georgius Baumannus, 1592. [102] f.
  11. Calvisius S. ΜΕΛΟΠΟIΙΑ sive melodiae condendae ratio <...>. Magdeburg: haeredes Johann. Franc., 1630. [96] f.
  12. Calvisius S. Melopoiia (cap. 19–21). Transkription und Übersetzung v. M. Heffter. [s. l.], 2018. 36 p. URL: http://moritz-heffter.com/pdf/Calvisius-Melopoiia-Fuga.pdf  (accessed 15.12.2021).
  13. Dahlhaus C. [Рецензия на книгу:] Meier B. Die Tonarten der klassischen Vokalpolyphonie (Utrecht, 1974) // Die Musikforschung 29 (1976). S. 354–355.
  14. Dahlhaus C. Musiktheoretisches aus dem Nachlaß des Sethus Calvisius // Musikforschung. Jg. 9. H. 2 (1956). S. 129–139.
  15. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel: Bärenreiter, 1968. 298 S.
  16. Dahlhaus C. Zur Entstehung des modernen Taktsystems im 17. Jahrhundert // Archiv für Musikwissenschaft 18 (1961). S. 223–240.
  17. Herbst J. A. Musica poetica. Nürnberg: J. Dümler, 1643. [6], 119 p.
  18. Hermelink S. Dispositiones modorum. Die Tonarten in der Musik Palestrinas und seiner Zeitgenossen. Tutzing: Hans Schneider, 1960. 194 S.
  19. Kaern-Biederstedt F. Die Harmonia cantionum ecclesiasticarum des Leipziger Thomaskantors Sethus Calvisius: Entstehung, Quellen, Stilistik. Wilhelmshaven: Florian Noetzel Verlag, 2015. 295 S.
  20. Loesch H. von. Der Werkbegriff in der protestantischen Musiktheorie des 16. und 17. Jahrhunderts. Ein Mißverständnis. Hildesheim: Olms, 2001. 176 S.
  21. Luther M. Deutsche Messe und Ordnung Gottesdiensts. Wittenberg, 1526. [25] Bl.
  22. Morris R. O. Contrapuntal Technique in the Sixteenth Century. London: Oxford University Press, 1922. 123 p.
  23. Reichert G. Kirchentonart als Formfaktor in der mehrstimmigen Musik des 15. und 16. Jahrhunderts // Die Musikfoschung 4 (1951). S. 35–48.
  24. Traupman J. C. The New Collegiate Latin & English Dictionary. New York: Bantam Books, 1966. 708 p.
  25. Zarlino G. Le istitutioni harmoniche. [Ed. tertia]. Venezia: Francesco de’ Franceschi, 1589. 448 p.

К публикации трактата

  1. Боэций А. М. С. Основы музыки / подготовка текста, перевод с латинского и комментарий С. Н. Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. 428 с.
  2. Ван дер Варден Б. Л. Пифагорейское учение о гармонии // Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука: Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. М.: ГИФМЛ, 1959. С. 393–434.
  3. Лебедев С. Н. О методе и стиле раннего Боэция // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 3. С. 24–39.
  4. Музыкальные писатели античной Греции / издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. 536 с.
  5. Птолемей Клавдий. Гармоника в трех книгах; Порфирий. Комментарий к «Гармонике» Птолемея / издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. 456 с.
  6. Calvisius S. Compendium musicae pro incipientibus conscriptum. [Ed. secunda]. Leipzig: Bartholomaeus Voigt, 1602. 22 p.
  7. Calvisius S. Exercitatio musica tertia de praecipuis quibusdam in arte musica quaestionibus <...>. Leipzig: Thomas Schürer, 1611. 181 p.
  8. Calvisius S. Exercitationes musicae duae. Quarum prior est, de modis musicis <...> Posterior, de initio et progressu musices <...>. Leipzig: Jacob Apel, 1600. 142 p.
  9. Calvisius S. ΜΕΛΟΠΟIΙΑ sive melodiae condendae ratio <...>. Erphordia: Georgius Baumannus, 1592. [102] f.
  10. Calvisius S. ΜΕΛΟΠΟIΙΑ sive melodiae condendae ratio <...>. Magdeburg: haeredes Johann. Franc., 1630. [96] f.
  11. Dahlhaus C. Musiktheoretisches aus dem Nachlaß des Sethus Calvisius // Musikforschung.  Jg. 9. H. 2 (1956). S. 129–139.
  12. Johnson Ch. The Accentus of the Latin Ancient Grammarians // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. Vol. 35 (1904). P. 65–76.
  13. Meier B. Zur Modalität der “ad aequales” disponierten Werke klassischer Vokalpolyphonie // Festschrift Georg von Dadelsen: Zum 60. Geburtstag / hrsg. von Th. Kohlhase. Neuhausen; Stuttgart: Hänssler, 1978. S. 230–239.
  14. Zarlino G. Le istitutioni harmoniche. Venezia: Hänssler, 1978. 1558. 347 p.
  15. Zarlino G. Le istitutioni harmoniche. [Ed. tertia]. Venezia: Francesco de’ Franceschi, 1589. 448 p.
  16. Zarlino G. Sopplimenti musicali. Venezia: Francesco de’ Franceschi, 1588. 330 p.