«Зодиак. 12 мелодий для звездных знаков» К. Штокхаузена. К эстетике и теории формульной композиции, многозначной формы

Аннотация

Концепт мелодии-формулы К. Штокхаузена — основа формульной композиции — по­казан в контексте изменения традиционной эстетической парадигмы. В статье рас­смотрен фрагмент пути Штокхаузена от духовной к космической музыке. На примере входящего в «зодиакальный комплекс» цикла «Зодиак» освещены процессы диффе­ренциации, изменения и ограничения звуковых структур, принцип «равновесие / ко­лебание»; проблема эквивалентности негэнтропии / информации в трактовке нового звукового континуума; скрытая симметрия, многозначная форма, трактовка форму­лы как дальнейшего проявления символа спирали.

Использованная литература

1. Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с не м. А. В. Дранова. М.: Респу блика, 2001. 527 с.

2. Ауробиндо Ш. Сонеты. Мысли о поэзии / Пер. с англ. и сост. О. В. Сафронов. М.: Литан, 2004. 144 с.

3. Бадью А. Делёз. Шум бытия / Пер. с франц. и посл. Д. Скопина. Фонд научных исследований «Прагматика культуры». М.: Логос-альтера, 2004. 185 с.

4. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. соч.: в 4 т. Т. I / Пер с франц. Б. С. Бычковского. М.: Московский клуб, 1992. С. 51–155.

5. Галлямова Г. «Сириус» К. Штокхаузена: идея и реализация // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». [Электронный ресурс] — М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Гегель Г. Cобр. соч. в 4 т. Т. II. Лекции по эстетике / Пер. с не м. Б. Г. Столпнера. М.: Искусство, 1969. 326 c.

7. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение / Пер. с англ. С. Зенкина. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 184 с.

8. Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с франц. Я. И. Свирского. М.: Академия, 1995. 302 с.

9. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М.: Ермак, 2003. 365 с.

10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Собр. соч. в 2 т. Т. II / Пер. с не м., сост., ред. и примеч. К. А. Свасьян. М.: Мысль, 1990. C. 6–237.

11. Петрусёва Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. М., 2002. 350 с.

12. Петрусёва Н. А. Музыкальная композиция ХХ века: структуры, методы анализа. В 2 частях. Часть 1. Пермь: ООО «Алекс-Пресс», 2006. 240 с.

13. Петрусёва Н. А. О переписке Пьера Булеза и Джона Кейджа // Музыка и время. М., 2011. № 1. C. 18–21.

14. Петрусёва Н. А. Траектории: Лахенман, Адорно, Арто, Бодрийяр. 9 тезисов к интерпретации музыки Лахенмана // Обсерватория культуры. 2012. № 6. С. 64–71.

15. Платон. Тимей // Платон. Cобр. соч. в 4 т. Т. III / Пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева. Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи // М.: Мысль, 1993. С. 421–500.

16. Роули Дж. Принципы китайской живописи / Пер. с англ. В. В. Малявина. М.: Наука, 1989. 160 с.

17. Савенко С. Карлхайнц Штокхаузен // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки и документы. Вып. 1. М.: Музыка, 1995. С. 11–36.

18. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с не м. М. Беляева, К. Костина, Е. Петренко, И. Розанова, Г. Северской. М.: Весь мир, 2003. 416 с.

19. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с не м. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

20. Холопов Ю. Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века. URL: http://www.kholopov.ru/prdgm.html (дата обращения: 01.02.2013).

21. Филиппов С. М. Феноменология и герменевтика искусства. (Музыка — сознание — время): исследование. Пермь, 2003. 296 с.

22. Boulez P. System und Idee // Boulez P. Leitlinien. Gedankengänge eines Komponisten. Bärenreiter. Metzler. Kassel 2000. S. 314–396.

23. Kurtz M. Stockhausen: a biography / trans. by R. Toop. London, 1992. 270 P. 24. Lachenmann H. Zur Analyse Neuen Musik // Lachenmann H. Musik als existentielle. Breitkopf & Härtel. Wiesbaden Leipzig Paris. 2004. S. 21–34.

25. Maconie R. Other Planets: the Music of Karlheinz Stockhausen. Maryland Toronto Oxford, 2005. 580 Р.

26. Stockhausen K. Musikalische Metamorphose // Stockhausen K. Texte zur Musik 1977–1984. Band 5: Komposition ed. Christoph von Blumröder. Köln: DuMont, 1989. S. 701–738.

27. Stockhausen on music. Lectures and Interviews compiled by Robin Maconie. Marion Boyars. L.; N. Y., 1989. 220 p.

28. Stockhausen in Den Haag. Documentatie van het Karlheinz Stockhausen Project in het Koninklijk Conservatorium te Den Haag 27 oktober tot en met 1 december 1982. 52 p.

29. Stockhausen K. Manifesto for the Young // Stockhausen K. Towards a Cosmic Music / Trans. by T. Newill. Element Books Limited, 1989. S. 44–47.

30. Wager G. Simbolism as a Compositional Method in the Works of Karlheinz Stockhausen. College Park, Maryland. 1998. 150 p.