Киноэпопея Дж. Лукаса и Дж. Уильямса «Звездные войны» имеет очевидное сходство с «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера, что проявляется в обращении к мифологическим сюжетам, использовании лейтмотивной техники и задействовании большого симфонического оркестра. В статье объясняются причины, приведшие к появлению в Голливуде «симфонизированных фильмов», а также анализируются роль и свойства музыки в подобных сагах. Среди нотных примеров имеется собрание наиболее важных лейтмотивов гексалогии.
1. Вагнер Р. Музыка будущего // Р. Вагнер. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. С. 494–539.
2. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Киев: Ваклер, Рефл-Бук, АСТ, 1997. 378 с.
3. Biskind P. Easy Riders, Raging Bulls: How the Sex-Drugs-and-Rock ‘n’ Roll Generation Saved Hollywood. N. Y.: Simon & Schuster, 1998. 512 p.
4. Buhler J. Star Wars, Music and Myth // Music and Cinema / ed. by J. Buhler, C. Flinn and D. Neumeyer. Hanover, NH: Wesleyan University Press, 2000. P. 33–57.
5. Byrd C. L. John Williams: Interview // Film Score. 1997. February. P. 18–21.
6. Evensen K. The Star Wars series and Wagner’s Ring: Structural, thematic and musical connections. 2004. URL: http://www.trell.org/wagner/starwars.html (дата обращения: 27.08.2011).
7. Henderson M. S. Star Wars—The Magic of Myth. N. Y.: A Bantam Spectra, 1997. 224 p.
8. Hickman R. Reel Music: Exploring 100 Years of Film Music. N. Y.: W. W. Norton, 2006. 526 p.
9. Irwin W., Decker K. S. Star Wars and Philosophy. Illinois: Open Court, 2005. 320 p.
10. Joe J. Why Wagner and Cinema? // Wagner and Cinema / ed. by J. Joe and L. Sander. Bloomington: Indiana University Press, 2010. P. 1–26.
11. Johns I. More scores to settle // The Times. 2005. May 19. URL: http://entertainment.timesonline. co.uk/tol/arts_and_entertainment/film/article523850.ece (дата обращения: 27.08.2011).
12. Matessino M. A New Hope for Film Music: Linear notes // Special Edition Soundtrack: Star Wars: A New Hope (RCA VICTOR 09026-68747-2), 1997. URL: http://lightsabre.org.uk/albums/ starwarsspecialedition.htm (дата обращения: 27.08.2011).
13. Meremaa T. The Sound of Movie Music // New York Times Magazine. 1976. March 28. P. 45–46.
14. Paulin S. D. Richard Wagner and the Fantasy of Cinematic Unity: The Idea of the Gesamtkunstwerk in the History and Theory of Film Music // Music and Cinema / ed. by J. Buhler, C. Flinn and D. Neumeyer. Hanover, NH: Wesleyan University Press, 2000. P. 58–84.
15. Roy R. John Williams: Interview // WBZ NewsRadio 1030: 60 minutes. 1999. March 29. URL: http://www.theforce.net/latestnews/story/john_williams_tv_interview_81276.asp (дата обращения: 27.08.2011).
16. Wierzbicki J. Film Music: A History. N. Y.: Routledge, 2009. 312 p. 17. Wolkenfeld S. George Lucas’ Space Opera Star Wars und ihre Bezüge zu Musikdrama und Orchestersprache des 19. und frühen 20. Jahrhunderts. Frankfurter Zeitschrift für Musikwissenschaft. Jg. 10 (2007). S. 71–98.