Альбан Берг как симфонист рассматривается в настоящей статье в двух аспектах. Первый из них связан с жанром симфонии в творчестве композитора. Берг не написал ни одной симфонии, что не свидетельствует об отсутствии интереса к этому жанру: намерение сочинить симфонию композитор высказывал на протяжении всей жизни. Ранние симфонические опыты Берга, которые сохранились в эскизах, остались незавершенными в силу разных причин. Во-первых, это несоответствие масштабного симфонического высказывания экспрессионистской поэтике нововенской школы. Во-вторых, идею написания симфонии не поддержал Шёнберг, который в довоенные годы сохранял существенное влияние на своего бывшего ученика и был убежден в том, что поставленная задача чрезмерно сложна для Берга. По завершении «Воццека» Берг видит себя в первую очередь как оперного композитора, идея симфонии уходит на второй план. Тем не менее некоторые из своих оркестровых сочинений (Оркестровые пьесы ор. 6 и «Симфонические пьесы из оперы “Лулу”» Берг мыслит как полноценные симфонии, усматривая там закономерности четырехчастного сонатно-симфонического цикла. Симфония реализует себя и в каждой из двух его опер, где она призвана цементировать пронизанную сквозным развитием структуру, а также разъяснять драму, интерпретировать ее при помощи законов чистой музыки. В «Воццеке» пятичастная симфония, согласно трактовке Берга, содержится во втором акте (перипетии). В «Лулу» симфония носит рассредоточенный характер, масштабная инструментальная форма в трех частях (соната, рондо, вариации) пунктиром проходит через все три акта оперы.
Второй аспект рассматриваемой темы связан с понятием «симфонизма» и «симфонического» как свойства музыкального мышления Берга, проявившегося вне
жанра симфонии. «Симфоническое» понималось как масштабное, динамично и разнообразно организованное, пронизанное непрерывным развитием на основе развивающей вариации и скрепленное системой взаимосвязей целое, которое претендует на создание некой универсальной картины мира. Такими свойствами обладают многие берговские сочинения, в первую очередь оба концерта — Камерный и Скрипичный — и «Лирическая сюита» для струнного квартета.
Таким образом, Берг, который вошел в историю прежде всего как оперный композитор, несомненно является симфонистом, но идея симфонизма осуществилась
в его творчестве вне жанра симфонии.
1. Адорно Т. Воспоминание / пер. и коммент. Ю. С. Векслер // Искусство музыки: теория и история. 2018. № 18. С. 89–130. https://doi.org/10.24411/2307-5015-2018-00012.
2. Белый А. Собрание сочинений. Т. 10: Симфонии / сост., подгот. текста, послесл. и коммент. А. В. Лаврова. М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2014. 445 с.
3. Векслер Ю. С. Альбан Берг о технике музыкального сочинения: pro mundo — pro domo // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора: Материалы
международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / сост. Л. Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 158–170.
4. Векслер Ю. С. О бергиане Теодора Адорно // «Музыка — Философия — Культура». Сборник статей участников цикла конференций (2013–2017). М.: НИЦ «Московская консерватория», 2020. С. 295–304.
5. Векслер Ю. С. О композиционном процессе Альбана Берга. Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, 2017. 153 c.
6. Векслер Ю. С. Камерный концерт Альбана Берга: между игрой, памфлетом и приношением // Журнал Общества теории музыки. 2021. № 3. С. 8–19. https://doi.org/10.26176/otmroo.2021.35.3.002.
7. Векслер Ю. С. Альбан Берг и его время. СПб.: Композитор, 2009. 1134 с.
8. Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 527 с.
9. Жисупова Ж. С., Ценова В. С. Драма сердца и 12 звуков: О Лирической сюите Альбана Берга. М: Московская гос. консерватория, 1998. 192 с.
10. Зенкин К. В. Музыка — Эйдос — Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015. 464 с.
11. Шёнберг А. Стиль и мысль: статьи и материалы / сост., пер., коммент. Н. О. Власовой и О. В. Лосевой. М.: Композитор, 2006. 528 с.
12. Adorno T. W. Berg // Idem. Gesammelte Schriften. Bd. 13: Die musikalischen Monographien / hrsg. von R. Tiedemann, G. Adorno. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1971. S. 321–492.
13. Bailey K. Berg’s Aphoristic Pieces // The Cambridge Companion to Berg / ed. by A. Pople. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 83–110.
14. Berg A. Arnold Schönberg. Kammersymphonie op. 9. Thematische Analyse. Leipzig; Wien: Universal Edition, 1920. 13 S.
15. Berg A. Neun Blätter zur Lyrischen Suite für Streichquartett // Idem. Glaube, Hoffnung und Liebe: Schriften zur Musik / hrsg. von F. Schneider. Leipzig: Philipp Reclam jun., 1981. S. 236–254. (Reclams Universal-Bibliothek; Bd. 899).
16. Berg A. Wozzeck. Vortrag, erstmals gehalten in Oldenburg am 3. März 1929 // Glaube, Hoffnung und Liebe: Schriften zur Musik / hrsg. von F. Schneider. Leipzig: Philipp Reclam jun., 1981. S. 267–289. (Reclams Universal-Bibliothek; Bd. 899).
17. Borries M. von. Alban Bergs “Drei Orchesterstücke op. 6” als ein Meisterwerk atonaler Symphonik. Weimar: VDG, 1996. 533 S.
18. Briefwechsel Arnold Schönberg — Alban Berg: in 2 Bde. / hrsg. von J. Brand, Ch. Hailey, A. Meyer. Mainz: Schott, 2007. 657; 655 S.
19. Danuser H. Weltanschauungsmusik. Schliengen: Argus, 2009. 501 S.
20. Krämer U. Alban Berg als Schüler Arnold Schönbergs. Quellenstudien und Analysen zum Frühwerk. Wien: Universal Edition, 1996. 299 S. (Alban Berg Studien; Bd. 4).
21. Redlich H. F. Der Symphoniker Alban Berg: die Entstehungsgeschichte der “Drei Orchesterstücke” op. 6 und ein Symphonie-Plan // Österreichische Musikzeitschrift. Jg. 9 (1954). S. 148–154. https://doi.org/10.7767/omz.1954.9.jg.148.
22. Schönberg-Handbuch / hrsg. von A. Meyer, Th. Muxeneder, U. Scheideler. Berlin: Metzler; Kassel: Bärenreiter, 2023. 516 S.
23. Simms B. R., Erwin Ch. Berg. New York: Oxford University Press, 2021. 514 p.
24. Stephan R. Einleitung // A. Berg. Sämtliche Werke: Separatum: Symphonie-Fragmente: Ausgabe in Facsimile mit Übertragung / vorgelegt u. eingel. von R. Stephan. Wien: Universal Edition, 1984. S. 1–2.