В статье кратко излагаются творческая биография Александра Чугаева (1924-1990) — композитора, исследователя-музыковеда, педагога — и некоторые его взгляды, относящиеся к области полифонии. Основные интересы Чугаева-исследователя связаны с теорией фуги и вопросами полифонического склада. В частности, Чугаев предложил своеобразный подход к форме фуги у Баха как складывающейся из двух частей — вопреки распространенной точке зрения о нормативности трехчастного строения. К теории фуги также относится и принадлежащая ему классификация разновидностей тонального ответа. Чугаев предлагает различать тональный ответ на модулирующую тему и на немодулирующую тему, тональный ответ, варьирующий вводнотоновую интонацию, и др. Характерное для Чугаева стремление к строгости теоретического изложения привело его к необходимости уточнить значение ряда распространенных терминов: склад, фактура, полифония, контрапункт. В связи с вопросами склада и фактуры Чугаев вводит понятие «полифонно-гармонический склад», описывает его свойства и разновидности. Еще одна тема, освещенная Чугаевым по-новому, — голосоведение. Ее изучение потребовало введения новых терминов: «синтаксическая устремленность мелодических образований», «целевой элемент мелодико-гармонического развития», «зоны линеарности», «выразительная дисгармоничность» и др. На основании новых понятий Чугаев формулирует основную закономерность свободного полифонического изложения, устанавливающую зависимость качества голосоведения от линеарных и синтаксических свойств голосов.
1. Александр Чугаев в воспоминаниях современников / сост. И. Иглицкая, ред. М. Рахманова. М.: Дека-ВС, 2010. 396 с.
2. Беринский С. Феномен Александра Чугаева // Советская музыка. 1989. № 8. С. 23–25.
3. В. А. Авторский вечер А. Г. Чугаева. Рецензия // Российская музы кальная газета. № 6 (май 1989). С. 11.
4. Дараган Д. Александр Чугаев. М.: Советский композитор, 1958. 9 с.
5. Дараган Д. Своеобразная и значительная // Советская музыка. 1968. № 10. С. 37–41.
6. Иглицкая И. Термин полифония и не которые вопросы теории музыкального склада в не опубликованном учебнике А. Г. Чугаева (по материалам архива) // Гедевановские чтения. Сб. науч. трудов / сост. И. Ромащук. М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2007. 148 с. С. 63–67.
7. Карпинский И. На юбилейных вечерах… А. Г. Чугаева // Советская музыка. 1984. № 9. С. 122.
8. Косачева Р. О балете А. Чугаева и Х. Заимова «Черноликие». Опыт реконструкции // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29–31 октября 2012 года. РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. 352 с. С. 252–258.
9. Леман А. Памяти А. Г. Чугаева // Советский музыкант. 1990. 25 апреля.
10. Ромащук И. Звуковой мир Александра Чугаева // Ипполитовские чтения: Сб. науч. трудов / ред.-сост. И. Ромащук, сост. Л. П. Соколова. М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2009. С. 107–116.
11. Ромащук И. Приближаясь к музыкальным текстам А. Г. Чугаева // Музы кальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29–31 октября 2012 года. РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. 352 с. С. 243–251.
12. Свиридов Г., Хачатурян К., Хренников Т., Чайковский Б., Эшпай А. Был основательным во
всем // Советская культура. 1990. 14 апреля. С. 8.
13. Симакова Н. О трактовке строгого стиля в «Учебнике контрапункта и полифонии» А. Г. Чугаева // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29–31 октября 2012 года. РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. 352 с. С. 259–266.
14. Чугаев // Музыкальная энциклопедия: в 6 томах. Т. VI. М.: Советская энциклопедия. 1982. Кол. 979.
15. Чугаев А. О музыковедческом наследии Г. И. Литинского. // Г. И. Литинский. Жизнь, творчество, педагогика. М.: Композитор, 2001. С. 72–86.
16. Чугаев А. Г. Учебник контрапункта и полифонии для композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: Композитор, 2009. 440 с.
17. Шостакович Д. [Статья о композиторе А. Чугаеве. 1954] // Дмитрий Шостакович в письмах
и документах. М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 2000. С. 498–501.