Аристид Квинтилиан и античная теория лада

Аннотация

В статье комментируется небольшой фрагмент из книги Аристида Квинтилиана «О музыке» (III в. н. э.), имеющий непосредственное отношение к античной теории лада. В нем содержится указание на то, как осмысливался процесс ладообразования в древнегреческой музыке: за основу принимался звукоряд двухоктавной полной системы, после чего на него накладывались так называемые виды октавы, различавшиеся по своей интервальной структуре. В результате образовывались всевозможные «гармонии», как их называл — вслед за своими предшественниками — Аристид, или лады: дорийский, фригийский, лидийский и т. п. Ценность данного сообщения во многом определяется скудостью наших знаний в этой области. Вместе с тем оно хорошо согласуется с музыкально-теоретической концепцией Птолемея — единственным античным источником, в котором музыкальная гармоника изложена систематически, — и является важным дополнением к ней.

Использованная литература
  1. Аристоксен. Элементы гармоники / пер. с древнегреч. и коммент. В. Г. Цыпина. М.: Московская гос. консерватория, 1997. 134 с. 
  2. Боэций А. М. С. Основы музыки / подгот. текста, пер. с лат. и коммент. С. Н. Лебедева. 2-е изд., испр. и доп.
  3. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. 406 с. 
  4. Музыкальные писатели античной Греции / изд. подгот. В. Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019. 536 с. 
  5. Птолемей К. Гармоника в трех книгах. Порфирий. Комментарий к «Гармонике» Птолемея / изд. подгот. В. Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. 455 с. 
  6. Цыпин В. Г. Античный квантитативный лад // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 4 (39). С. 9–43.
  7. Aristides Quintilianus. De musica / ed. R. P. Winnington-Ingram. Lipsiae: Teubner, 1963. 
  8. Chailley J. Le mythe des modes grecs // Acta Musicologica. Vol. XXVIII (Oct.–Dec., 1956). P. 137–163.