Балетное творчество Д. Г. А. Пари в России

Аннотация

Имя французского дирижера и композитора бельгийского происхождения Д. Г. А. Пари[c] (ок. 1756–1840) лишь изредка встречается в европейской и отечественной литературе по истории музыки. Придворный композитор российского двора, Пари сыграл значимую роль в театральной и концертной жизни Петербурга, отдал этому городу свыше сорока лет творчества. Он приехал в Россию одновременно с К. А. Кавосом (1799) и умер в один год с итальянским мастером. В статье рассматриваются малоизвестные обстоятельства дирижерской и просветительской деятельности музыканта, впервые дается оценка его творческого наследия и обзор балетных сочинений на основе документальных источников — нотных и литературных материалов балетов Пари, сохранившихся в библиотечных собраниях Петербурга и Москвы. Это произведения 1799–1813 годов, музыка которых принадлежит полностью или приписывается композитору: «Свадьба Фетиды и Пелея», «Деревенская героиня», «Маленький матрос», «Пастух и Гамадриада», «Следствие Деревенской героини», «Русские в Германии, или Следствие Любви к Отечеству». Исследование сочинений Пари поднимает целый ряд вопросов, связанных со становлением балетного жанра в России, среди которых проблемы авторства и стиля, оркестровки, музыкальной драматургии, компилятивности и цитирования материала (в частности, фрагментов оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика»), взаимоотношения музыки и хореографии. С творчеством композитора связана также масштабная проблема оперных (литературных и музыкальных) транскрипций в балете. В статье сделаны выводы о том, что выбор сюжетов в произведениях Пари нередко продиктован историческими обстоятельствами и волей хореографов (П. Шевалье, Ш. Дидло, И. Вальберха), а его композиторская функция заключалась не только в создании оригинальной музыки, но и в аранжировке чужих сочинений, используемых балетмейстерами.

Использованная литература

1. Архив Дирекции императорских театров / по поручению господина министра Императорскаго двора / сост.: В. П. Погожев, А. Е. Молчанов и К. А. Петров. Вып. 1 (1746–1801 гг.). Отд. 3: Систематический свод сведений о личном составе, репертуаре и хозяйстве императорских театров. СПб.: Дирекция императорских театров, 1892. 390, IV, [4] с.

2. Борисоглебский М. В. Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища. Материалы по истории русского балета. Т. II. Л.: ЛГХУ, 1939. 356 с.

3. Вальберх И. И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. 2-е изд., испр. СПб.: Планета Музыки; Лань, 2010. 336 с.

4. [Вальберх И. И.] Маленькой матрос. Балет сочинения г[осподи]-на Валберха. [Либ- ретто]. Музыка соч.[инения] Г. А. Париса. Санктпетербург: Типография Императорского театра, 1808. 7, [1] с.

5. [Вальберх И. И., Пуаро А. Л.] Руские в Германии или Следствие любви к Отечеству: Большой пантомимно-анекдотической балет в 4-х действиях / сочинения г-д Валберха и Огюста, с сражениями, военными эволюциями; музыка сочинена и устроена Г. А. Парисом, декорации г-д Гонзаго и Корсини. Санктпетербург: в типографии Императорскаго театра, 1813. 15, [1] с. https://vivaldi.nlr.ru/bx000024212/view/#page= (дата обращения: 07.04.2023).

6. Гвоздева И. В. Предисловие // И. И. Вальберх. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. 2-е изд., испр. СПб.: Планета Музыки; Лань, 2010. С. 5–46.

7. Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., Музгиз, 1959. 782 с.

8. Деревенская героиня. Большой героико-комический балет в 4-х действиях <…> соч. Г. Шевалье, <…> поставл. Г. Глушковским: либретто. СПб.: Типография Императорского театра, 1820. 13 с.

9. «Клятву верности сдержали»: 1812 год в русской литературе. М.: Московский рабочий, 1987. http://az.lib.ru/n/neizwestnye/text_1813_poe1812.shtml (дата обращения: 07.04.2023).

10. Корженьянц Т. В. Хронологическая таблица // История русской музыки: в 10-ти томах. Т. IV. М.: Музыка, 1986. С. 354–400.

11. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Преромантизм. Л., Искусство, 1983. 432 с.

12. Максимова А. Е. Гатчинские балеты А. Пари и Дж. Сарти 1799 года: неизвестные источники // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сборник научных статей. М., Московский гуманитарный университет, 2013. С. 78–96.

13. Максимова А. Е. К истории балета П. Шевалье де Бриссоля «Деревенская героиня» (1800) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2021. Том 11. № 1. С. 4–20. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.101.

14. Пешкова Г. Н. Музыка русского балета первой четверти XIX века. Дисс. … канд. искусств. Екатеринбург, 1999. 220 с.

15. [Пуаро А. Л.] Следствие деревенской героини: Большой пантомический балет в 3 д. / Программа г-на Огюста; Поставлено на сцену им же и г. Валберхом. Муз. г. Париса, исключая некоторых отрывков, взятых из французских опер. Санкт-Петербург: в Театральной типографии, 1806. [2], 13 с.

16. Слонимский Ю. И. У колыбели русской Терпсихоры // И. Вальберх. Из архива балетмейстера: Дневники. Переписка. Сценарии. М.; Л.: Искусство, 1948. С. 3–42.

17. Слонимский Ю. И. Дидло: Вехи творческой биографии. Л.-М.: Искусство, 1958. 261 с.

18. Соколова А. М. Балетный театр // История русской музыки: в 10 т. Т. IV. М.: Музыка, 1986. С. 62–91.

19. Mercier Ph. Paris, Guillaume-Alexis [Alexandre] // Grove Music Online. https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.20913.

20. Mooser R.-A. L’opéra-comique français en Russie au XVIIIe siècle. Genève: R. Kister, 1954. 246 р.

21. Mooser R.-A. Un musicien belge en Russie au début du XIXe siècle: Guillaume-Alexis Paris (1756–1840) // Revue belge de musicologie / Belgisch Tijdschrift voor Muziekwetenschap. 1946. Vol. 1. No. 1. P. 21–26.

22. Schuler H. Mozarts Salzburger Freunde und Bekannte: Biographien und Kommentar. Wilhelmshaven: Florian Noetzel, 1996. 348 S.