Данная статья посвящена неординарному мыслителю Серебряного века — Борису Шлёцеру. Этому писателю, философу, эстетику, социологу, переводчику, музыкальному и литературному критику выпала роль «посредника» между двумя великими культурами — русской и французской. Знаток Лермонтова, Чехова, Достоевского, Л. Толстого, Гоголя, Лескова, Бунина, Замятина, Шестова, Розанова, своими переводами он во многом открыл западным читателям отечественную литературу и философию. Не обошел вниманием автор и музыкознание. Констатируя нехватку философской рефлексии о музыке и трудов по психологии творчества, Шлёцер пытался восполнить эти пробелы, создавая многочисленные рецензии на новые сочинения, заметки об исполнителях и их выступлениях, работы, посвященные теоретическим вопросам. В центре его размышлений — проблемы анализа Новейшей музыки, вопросы взаимосвязи автора и его произведения, взаимоотношения формы и содержания.
1. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. По переписке и воспоминаниям современников: в 2-х т. Париж: La Presse Libre, 1983. Т. I. 360 c. T. II. 396 c.
2. Колер Г.-Б. Между адогматизмом и «nouveau roman». Интертекстуальные реминисценции ко Льву Шестову в романе «Mon nom est personne» («Мое имя — никто») Бориса Шлёцера (1969) // Вестник молодых ученых. 2004. № 5. Серия: Филологические науки. 2004. № 1. С. 65–78
3. Ловцкий Г. Рецензия на книгу Шлецера Б. А. Скрябин. Личность. Мистерия. Т. 1. Берлин, 1923 // Современные записки. 1923. № 16. С. 423–424.
4. Лурье А. Скрябин и русская музыка. Пбг.: Государственное издательство, 1921.
5. Менегальдо Е. Русские в Париже 1919–1939. М.: Наталья Попова — Кстати, 2001. 248 c.
6. Неизданный Иван Лапшин / СПб. гос. акад. театр. искусства; [сост., публ., биогр. ст. Л. Г. Барсова]. СПб., 2006. 422 c.
7. Польдяева Е. Послание Николая Обухова. Реконструкция биографии. М.: Русский путь, 2008. 292 c.
8. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика–XXI, 2003. 400 с.
9. Слонимский Н. Абсолютный слух. История жизни / пер. с англ. Н. Кострубиной, В. Банкевича; примеч. О. Рудневой, В. Банкевича и А. Вульфсона. СПб.: Композитор, 2006. 424 c.
10. Стравинский И. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии: в 3-х томах. Т. 2. 1913–1922 / сост., текстол. редакц. и ком. В. П. Варунца. М.: Композитор, 2000. 800 С. Т. 3. 1923–1939. М.: Композитор, 2003. 944 c.
11. Шлёцер Б. Музыка в Италии // Русская музыкальная газета. 1908. № 13. С. 321–329.
12. Шлёцер Б. Музыка в Италии // Русская музыкальная газета. 1908. № 18–19. С. 436–443.
13. Шлёцер Б. Музыка в Италии // Русская музыкальная газета. 1908. № 22–23. С. 497–503.
14. Шлёцер Б. Музыка в Италии // Русская музыкальная газета. 1908. № 28–29. С. 588–592.
15. Шлёцер Б. А. Н. Скрябин и его музыка // Русские ведомости. 1909. 21 февраля.
16. Шлёцер Б. Музыкальное Возрождение Франции и русское влияние // Современные записки. 1920. № 3. С. 230–239.
17. Шлёцер Б. Театр и искусство. Памяти Дебюсси // Последние новости. 1921. 30 января.
18. Шлёцер Б. Музыкальный фельетон. Сергей Прокофьев // Последние новости. 1921. 22 марта.
19. Шлёцер Б. «Исступленный», творчество Обухова // Последние новости. 1921. 20 апреля.
20. Шлёцер Б. Зеркальное творчество. (Марсель Пруст) // Современные записки. 1921. № 6. С. 227–238.
21. Шлёцер Б. Два полюса русской музыки // Современные записки. 1921. № 7. С. 341–350.
22. Шлёцер Б. Рецензия на книгу Беседы Анатоля Франса, собранные П. Гзелль [France A. Les matinées de la Villa Said / Propos d’Anatole France rec par P. Gsell. Paris, 1921] // Современные записки. 1922. № 10. С. 394–395.
23. Шлёцер Б. Рецензия на журнал Петербургского Философского общества «Мысль» / под ред. Н. О. Лосского, Э. Л. Радлова // Современные записки. 1922. № 12. С. 376–378.
24. Шлёцер Б. «Закат Европы» [Рец. на кн.: На путях: (сб. ст.). Берлин, 1922. (Утверждения евразийцев; кн. 2); Освальд Шпенглер и Закат Европы / Ф. А. Степун, С. П. Франк, Н. А. Бердяев, Я. М. Букшман. М.—Берлин., 1922] // Современные записки. 1922. №12. С. 339–348.
25. Шлёцер Б. Скрябин. Личность. Мистерия. Т. 1. Берлин: Грани, 1923. 360 c.
26. Шлёцер Б. Два течения русской музыки // Окна. Париж, 1923. Кн. II. С. 237–260.
27. Шлёцер Б. Новейшая литература о Достоевском. [Рецензии на книги: Лапшин И. Эстетика Достоевского. Берлин, 1923; Вышеславцев Б. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923; Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923] // Современные записки. 1923. № 17. С. 451–465.
28. Шлёцер Б. Музыка в России // Современные записки. 1924. № 20. С. 394–403.
29. Boris de Schloezer, hg. Centre Georges Pompidou. Enthält Beiträge von Y. Bonnefoy, A. Boucourechliev, N. Devaulx, G. Poulet, J. Rousset, J. Starobinski, M. Vinaver und Texte von Boris de Schloezer. P. 1981. [Cahiers pour un temps].
30. Kohler G.-B. Boris Schloezer (1881–1969). Wege aus der russischen Emigration. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 2003. 400 S.
31. Schloezer B. de Georges Auric // La Revue Musicale. 1926. № 3. S. 1–21.