On Dating de Saint Lambert’s Treatises on Harpsichord Playing

К вопросу о времени первых публикаций клавесинных трактатов де Сен Ламбера
Аннотация

В заключительном разделе введенного недавно в научный оборот полного издания музыкального словаря Себастьяна де Броссара 1701 года содержится список из 60 «авторов, которые писали на французском языке» и труды которых де Броссар лично «смотрел, читал и анализировал». В числе этих авторов упоминается де Сен Ламбер — музыкант эпохи барокко, теоретические труды которого, наряду с трактатами Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, содержат важнейшие сведения о французском клавесинном искусстве эпохи. Отсюда следует, что один, либо оба клавесинных трактата де Сен Ламбера были опубликованы ранее 1701 года. Данное свидетельство, а также результаты исследования в диахронической последовательности прямых и косвенных указаний из исторических источников убеждают в том, что (1) хорошо известное издание знаменитого трактата де Сен Ламбера «Основы клавесина» 1702 года не является первым, первое же издание было выполнено в 1697 году; (2) трактат же по аккомпанементу, известный по изданию 1707 года, впервые увидел свет в 1680 году, и последнее обстоятельство вовсе не является «мифом» музыкальных библиографов XIX века, как ранее было принято считать в науке.

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в получении копий исторических документов и материалов доктора М. Н. Карски (университет Париж 8), профессора Стефана Беши и архивариуса Р. Веттори (Болонская филармоническая академия), Д. Раветти, С. С. Тарга и С. Р. Марчи (Международный музей и музыкальная библиотека Болоньи).

Использованная литература

1.       Adlung, Jacob. 1758. Anleitung zu der musikalischen Gelahrtheit theils vor alle Gelehrte, so das Band aller Wissenschaften einsehen; theils vor die Liebhaber der edlen Tonkunst überhaupt; theils und sonderlich vor die, so das Clavier vorzüglich lieben; theils vor die Orgel= und Instrumentmacher. Erfurt: J. D. Jungnicol.

2.       D’Alembert, Jean Le Rond, and Denis Diderot. 1780. Encyclopedie, ou Dictionnaire Raisonné des Sciences, des Arts et des Métieres, vol. 26. Berne, Lausanne: Societes Typorgaphiques.

3.       DAnglebert, Jean-Henry. [1689]. Piéces de Clavecin ... Livre premier. Paris: L’Auteur.

4.       Arnold, Frank Thomas. 1965. The Art of Accompaniment from a Thorough-Bass as Practiced in the 17th and 18th Centuries, in 2 vols. New York: Dover.

5.       Becker, Carl Ferdinand. 1836–1839. Systematisch-chronologische Darstellung der musikalischen Literatur von der frühesten bis auf die neueste Zeit. Leipzig: Robert Friese.

6.       Bibliotheca D. Joannis Galloys... Seu Catalogus Librorum. 1710. Paris: Laurentio Seneuze.

7.       Blankenburg, Quirinus van. 1739. Elementa Musica of Niew Licht. Gravenhage: Laurens Berkoske.

8.       Borde, Jean-Benjamin de La. 1780. Essai sur la musique ancienne et moderne, vol. 3. Paris: Ph.-D. Pierres, Eugene Onfroy.

9.       Beyschlag, Adolf. 1908. Die Ornamentik der Musik. Leipzig: Breitkopf & Härtel.

10.   Brossard, Sébastien de (l’Abbé). 1701. Dictionnaire des termes grecs, latins et italiens, dont on se sert fréquemment dans toutes sortes de Musique, & particulierement dans l’Italienne. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard.

11.   Burchill, James Frederick. 1979. “Saint-Lambert’s ‘Nouveau Traité de l’accompagnement: a translation with commentary’.” Ph. D. diss., University of Rochester.

12.   Catalogue des livres de musique & autres, qui se vendent à Paris chez Christophe Ballard. 1697. Paris: Ballard.

13.   Cabrini, Michele. 2012. “The Composer’s Eye: Focalizing Judith in the Cantatas by Jacquet de la Guerre and Brossard.” Eighteenth-Century Music 9, no. 1: 9–45.

14.   Catalogue des livres de musique, et autres qui se vendent chez Christophe Ballard. 1699. Paris: Ballard.

15.   Catalogue des Livres de Musique, et autres qui vendent chez Christophe Ballard. 1704. Paris: Ballard.

16.   “Catalogue des Livres qui se trouvent à Amsterdam, chez Michel Charles le Cene.” 1710. In Vergne M. de la Comtesse de la Fayette. Histoire de Madame Henriette Premiere Femme de Philippe de France Duc D’Orleans, no paging. Amsterdam: Michel Charles Le Cene.

17.   Catalogue Géneral et alphabétique de Musique, imprimée ou gravée en France. 1742. Paris: Boivin ... et Christophe-Jean-François Ballard, Fils.

18.   David, Ernest, and Mathis Lussy. 1882. Histoire de la notation musicale depuis ses origines. Paris: Heugel et fils.

19.   Eitner, Robert. 1900–1904. Biographisch-Bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten <…>, in 10 vols. Leipzig: Breitkopf & Haertel.

20.   Fague, Juste-Adrien-Lenoir de La. 1862. Catalogue de la Bibliothéque Musicale de feu M. J. Adr. De LA FAGE, ancient maitre de Chapelle. Paris: L. Potier.

21.   Fétis, François-Joseph. 1844. Biographie universelle, vol. 8. Bruxelles: Meline, Cans et Compagnie.

22.   Fétis, François-Joseph. 1867. Biographie universelle, vol. 7. 2nd ed. Paris: Didot freres, Fils et C°.

23.   Forkel, Johann Nicolaus. 1792. Allgemeine Litteratur der Musik. Zweyter Theil. Leipzig: Schwickert.

24.   Gaspari, Gaetano, and Ugo Sesini. 1890. Catalogo della Biblioteca del Liceo Musicale di Bologna, vol. 1. [Bologna]: Libreria Romagnoli dall’Acqua.

25.   Gerber, Ernst Ludwig. Historisch-Biographisches Lexicon der Tonkünstler…, erster Theil. Leipzig: Breitkopf, 1790.

26.   Guillo, Laurent. 2004–2005. “La bibliothèque de musique des Ballard daprès linventaire de 1750 et les notes de Sébastien de Brossard.” Revue de Musicologie 90, no. 2: 283–345, and 91, no. 1: 195–232.

27.   Harris-Warrick, Rebecca, trans. and ed. 1984. Principles of the Harpsichord by Monsieur de Saint Lambert Cambridge: Cambridge University Press.

28.   Harris-Warrick, Rebecca. 1984. “Translator’s Introduction.” In Principles of the Harpsichord by Monsieur de Saint Lambert, trans. and ed. by Rebecca Harris-Warrick, VII–XIX. Cambridge: Cambridge University Press.

29.   Harris-Warrick, Rebecca. 2001. “Saint-Lambert.” In The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Second Edition, in 29 vols., ed. by Stanley Sadie and John Tyrrell, vol. 22: 103–4. London: Macmillan; New York: Oxford University Press USA.

30.   Harris-Warrick, Rebecca. 2005. Saint-Lambert.” In Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. Zweite, neubearbeitete Ausgabe herausgegeben von Ludwig Finscher. Personenteil, vol. 14, 800. Kassel: Bärenreiter.

31.   Herrmann-Bengen, Irmgard. 1959. Tempobezeichnungen: Ursprung, Wandel im 17. und 18. Jahrhundert. Tutzing: Schneider.

32.   Huygens, Christiaan. 1718. Nouveau traité de la pluralité des mondes. Amsterdam: Etienne Roger.

33.   Laurencie, Lionel de La. 1922. L’école française de violon de Lully à Viotti: études d’histoire et d’esthétique, vol. I. Paris: Librairie Delagrave.

34.   Lavignac, Alexandre Jean Albert. 1931. Encyclopédie de la musique et Dictionnaire du Conservatoire Première partie. Histoire de la musique. Paris: Librairie Delagrave.

35.   Les Femmes Sçavantes ou Bibliotheque des Dames Qui traite des Sciences qui conviennent aux Dames, de la conduite de leurs Etudes, des Livres qu’elles peuvent lire, Et L’Histoire de celles qui ont exellé dans les Sciences. Par Monsieur N. C. 1718. Amsterdam: Michel Charles Le Cene.

36.   Lesure, François. 1969. Bibliographie des éditions musicales pubiées par Estienne Roger et Michel-Charles Le Céne, Amsterdam, 1696-1743. Paris: Heugel.

37.   Lichtenthal, Peter. 1826. Dizionario e bibliografia della musica, 2nd part. Milano: Antonio Fontana.

38.   Martini, Giovanni Battista. 1757. Storia Della Musica, in 3 vols. Bologna: Lelio dalla Volpe.

39.   Mattheson, Johann. 1722. Critica Musica... Erstes Stück. Hamburg: Autor.

40.   Mattheson, Johann. Grosse General-Bass-Schule. 1731. Hamburg: Kissner.

41.   Mattheson, Johann. Exemplarische Organisten-Probe. 1719. Hamburg: Schiller und Kissner.

42.   Mélanges sur la musique; règles de composition; notes et extraits; par Étienne LOULIÉ. n.d. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b525178077.

43.   Mémoires pour L’Histoire Des Sciences & des beaux Arts. Recüeilles par l’Ordre de Son Altesse Serenissime Monseigneur Prince Souverain de Dombes. Janvier 1708. 1708. Paris: Etienne Ganeau.

44.   Mendel, Hermann. 1876. Musikalisches Conversations-Lexikon, vol. 6. Berlin: Robert Oppenheim.

45.   Mercure de France. 1767. December.

46.   Panov, Alexei, and Ivan Rosanoff. 2012. “De Saint Lambert and de Brossard: Unknown and Known.” Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 2, no. 1: 28–44.

47.   Panov, Alexei, and Ivan Rosanoff. 2018. “Some thoughts on the conventional alteration of rhythm.” Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 8, no. 2: 195–213. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.203

48.   Panov, Alexei, and Ivan Rosanoff. 2015. “Sébastien de Brossards Dictionnaire of 1701: A comparative analysis of the complete copy.” Early Music 43, no. 3 : 41730. https://doi.org/10.1093/em/cav044

49.   Powell, John S., trans. 1991. A New Treatise on Accompaniment with the Harpsichord, the Organ, and with Other Instruments. By Monsieur de Saint Lambert. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press.

50.   Powell, John S. 1991. “Introduction.” In A New Treatise on Accompaniment with the Harpsichord, the Organ, and with Other Instruments. By Monsieur de Saint Lambert, trans. and ed. by John S. Powell, VII–XVII. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press.

51.   Prætorius, Michael. SYNTAGMATIS MuSICI ... TOMuS SECuNDuS De ORGANOGRAPHIA. Wolffenbüttel: E. Holwein, 1619.

52.   Querard, Joseph Marie. 1836. La France Littéraire, vol. 8. Paris: Didot freres.

53.   Rameau, Jean-Philippe. 1722. Traité de L’Harmonie. Paris: Ballard.

54.   Reimann, Margarete. 1940. Untersuchungen zur Formgeschichte der französischen Klaviersuite. Regensburg: G. Bosse.

55.   Répertoire International des Sources Musicales, vols. VI1, VI2 : Écrits Imprimés Concernant la Musique. 1971. München: G. Henle.

56.   Riemann, Hugo. 1912. Handbuch der Musikgeschichte ... Zweiter Band zweiter Teil. Leipzig: Breitkopf & Härtel.

57.   Rousseau, Jean Jacques. 1768. Dictionnaire de Musique. Paris: Duchesne.

58.   De Saint Lambert. 1702. Les Principes du Clavecin. Paris: Ballard.

59.   De Saint Lambert. 1707. Nouveau traité de l’accompagnement. Paris: Ballard.

60.   De Saint Lambert. c1710. Les Principes du Clavecin. Amsterdam: Roger.

61.   Schilling, Gustav. 1835–1841. Encyclopädie der gesamten musikalischen Wissenschaften. Stuttgart: Köhler.

62.   Schultz, Timothy. 2001. Performing French Classical Music: Sources and Applications. Hillsdale: Pendragon Press.

63.   Straeten, Edmond Vander. 1867. La musique aux pays-bas avant le XIXе siècle, vol. 1. Bruxelles: C. Muquardt.

64.   Sulzer, Johann Georg. 1792. “Begleitung.” In Allgemeine Theorie der Schönen Künste... Erster Theil … Neue vermehrte zweyte Auflage. Leipzig: Weidmann.

65.   Sulzer, Johann Georg. 1792. Allgemeine Theorie der Schönen Künste ... Zweyter Theil … Neue vermehrte zweyte Auflage. Leipzig: Weidmann.

66.   Walther, Johann Gottfried. 1732. Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec <…>. Leipzig: Wolffgang Deer.

67.   Weckerlin, Jean-Baptiste. 1885. Bibliothèque du Conservatoire National de Musique et de Déclamation. Catalogue Bibliographique. Paris: Didot.

68.   Wilkes, John. 1814. Encyclopædia Londinensis, vol. 12. London: J. Adlard.