Деятельность Веры Дуловой 1930‑х: свободный художник в эпоху соцреализма

Аннотация

В настоящей статье впервые в российском музыкознании специально рассматривается жизнь и творчество великой русской арфистки Веры Дуловой периода 1930-х годов. В исследовании был задействован ряд ранее не публиковавшихся исторических документов, архивных материалов и писем В. Дуловой того времени, открывающих важные детали биографии музыканта. Проведенная аналитическая работа позволила хронологически выстроить найденные сведения, сделать соответствующие обобщения и ввести в научный обиход обнаруженные фактологические данные. Деятельность арфистки рассматривается не изолированно, а в контексте бытовавшего тогда в искусстве соцреализма. При сопоставлении архивных материалов и современных искусствоведческих исследований фигура Веры Дуловой периода тридцатых годов обретает особую значимость в истории отечественного исполнительского искусства.

Использованная литература

1.  II Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей в Ленинграде //  Обзор искусств. Критика и библиография. Изо, театр, музыка. 1935. № 4. С. 35–36.
2. Амусьева О. А., Москвитина Э. А. Вера Дулова и арфовое искусство XX века. М.: Архитектура-С, 2017. 188 с.
3. Баранов А. А. Берлинский период в творчестве Веры Дуловой: 1927–1929 годы // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 2 (41). С. 126–143.
4. Баранов А. А. На уроках Веры Дуловой. Основы педагогического мастерства // Музыка. Искусство, наука, практика. Научный журнал Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. 2020. № 3 (31). С. 70–82.
5. Барсова И. Из неопубликованных архивов Мосолова //  Советская музыка. 1989. № 7. С. 80–92. № 8. С. 69–75.
6. Борисовский В. В. Зеркал волшебный круг. Симфония. Поэтическое издание. М.: Река времен, 2012. 776 с.
7. Булгакова Е. С. Дневник /  Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; сост., текстол. подгот. и коммент. В. Лосева и Л. Яновской; вст. статья Л. Яновской. М.: «Книжная палата», 1990. 400 с. 
8. Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование. М.: Издательский дом «Классика–XXI», 2010. 456 с.
9. Гольденвейзер А. Б. Итоги второго всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей //  Советская музыка. 1935 (22). № 4. С. 64–66.
10. Дулова Е. В., Морозов Б. Н. Для памяти минувших дней. Мемуары, дневники, письма. М.: Буки Веди, 2106. 412 с.
11. Емельянова М. Э. Музыкальная культура Ленинграда 1930-х —  середины 1950-х гг. в творческой биографии Г. В. Свиридова: Дисс. … канд. исторических наук. СПб., 2017. 949 с.
12.  Казанская Л. В. Кружок друзей камерной музыки // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 206–216.
13.  Калтат Л. Заметки о Софиле // Пролетарский музыкант. 1929. № 7–8. С. 13–19.
14.  Кузнецова С. «Стал знаменем худшей части населения» //  Коммерсантъ. 2018. 12 декабря. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3821886 (дата обращения: 15.01.2021).
15.  Майофис М. Л. «Дети мои являются третьим поколением работников искусств...»: Коммуникативные функции домашних мемуаров 1930-х годов. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/157_nlo_3_2019/article/21145/ (дата обращения: 06.01.2021).
16. Манин В. С. Искусство и власть. СПб.: Аврора, 2008. 393 с.
17. Назайкинский Е. В. История в музыке: Избранные исследования. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 392 с.
18. Насонов Р. А. Музыка: диалог с Богом. От архаики до электроники. М.: Никея, 2021. 424 с.
19. Парфёнова И. Н. Большой театр России в биографиях музыкантов: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 2018. 351 с.
20. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. [Электронный ресурс.] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/1932.htm (дата обращения: 11.02.2021).
21. Против натурализма и формализма в искусстве. Сборник статей. М.: ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1937. 79 с.
22. Раку М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 720 с.
23. Ревякин А. Сталин о вопросах искусства и культуры //  Искусство. 1939. № 6 (ноябрь–декабрь). С. 20–53.
24. Советская филармония (СОФИЛ). Сезон 1928–29 г. № 5. М.: Мосполиграф, 1928. 18 с.
25. Советское искусство. 24 ноября 1939 г. № 83 (663). С. 3.
26. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Социалистический реализм //  Фундаментальная литературная библиотека «Русская литература и фольклор». URL: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke7/ke7-0923.htm (дата обращения: 12.01.2021).
27. Федорова М. А. История класса арфы Московской консерватории (по архивным материалам): Дисс… канд. иск. М., 2018. 241 с.
28. Шутко Ю. И. История проведения всесоюзных конкурсов исполнителей на флейте, как приоритетного направления воспитания духовика-музыканта в СССР //  Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной научно-практической конференции /  гл. ред. Л. М. Космовская; отв. ред. С. Е. Горлинская, Л. А. Ходыревская. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011. С. 108–113.
29. Юзефович В. А. Неоконченная альтовая соната // Советская музыка. 1979. № 7. С. 88–92.
30. Bowlt J. E. Marc Chagall and Nadezhda Dobychina //  Experiment/Эксперимент. 1995. № 1. P. 251–254.
31. Fairclough P. Classics for the Masses: Shaping Soviet Musical Identity Under Lenin and Stalin. New Haven; London: Yale University Press, 2016. 296 p.
32. Heyworth P. Otto Klemperer: 1885–1933: His Life and Times. Vol. I. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 474 p.
33. Tassie G. Kirill Kondrashin: His Life in Music. Plymouth: Scarecrow Press, 2010. 353 p.