Dies illa: мотив «кары Божьей» в двух шедеврах В. А. Моцарта

Аннотация

В статье раскрывается религиозно-нравственный смысл двух поздних шедевров творчества В. А. Моцарта: оперы Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni и Реквиема. Анализ либретто Да Понте и музыкальной драматургии оперы позволяет выделить в ней два ключевых момента: отказ героев от «долга чести» (кровавого возмездия Дон Жуану) и ужас композитора перед тем, что он должен запечатлеть в финале своего произведения, — карой грешника свыше, в соответствие с законами разумной справедливости. Особенности словесного текста и музыка некоторых важнейших сцен позволяют предположить, что, среди прочих, в истории «наказанного распутника» отразились средневековые представления, запечатленные в секвенции Dies irae. В своем последнем творении Моцарт имел возможность обратиться к ее тексту непосредственно и тем самым открыто выразить собственное отношение к идее Страшного Суда. Авторские страницы Реквиема полны ужаса перед грядущим возмездием, передают растерянность человека-грешника, ожидающего справедливого наказания. Суть средневековой секвенции — молитва о Божей милости — не находит отражения в музыке Моцарта. Не имея веры в милосердие традиционных божеств, умирающий композитор оставил миру несколько тактов Lacrimosa — в которых и грешники, и праведники (если таковые имеются) оплаканы без разделения, по законам собственной, моцартовой морали…

Использованная литература

1. Chmara-Żaczkiewicz B. Albertini, Gioacchino // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: 29 vols. with index. Vol. 1 / ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. P. 307.

2. Don Giovanni: Kritischer Bericht // Neue Mozart-Ausgabe. Serie II. Werkgruppe 5. Bd. 17 / vorgelegt von W. Rehm. Kassel u.a.: Bärenreiter, 2003. 250 S.

3. Russell Ch. C. The Don Juan legend before Mozart: With a Collection of Eighteenth-Century Opera Librettos. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1993. xvi, 511 p.

4. Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. 2, кн. 2 / Пер. с нем. К. К. Саквы. 2-е изд. М.: Музыка, 1990. 560 с.

5. Барсова И. Опыт этимологического анализа. К постановке вопроса // Советская музыка. 1985. № 9. С. 59–66.

6. Кириллина Л. В. Художник и модель («Каменный гость» Бертати-Гаццаниги и «Дон Жуан» Да Понте-Моцарта) // Проблемы творчества Моцарта: материалы научной конференции: науч. тр. Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 5 / Ред.-сост. Е. И. Чигарева. М., 1993. С. 28–45.

7. Кистяковский А. Ф. Исследование о смертной казни. Тула: Автограф, 2000 (Воспроизводится по изданию 1867, Киев). URL: http://www.litru.ru/bd/?b=132774 (дата обращения: 26. 02. 11). 62 с.

8. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008. 624 с.

9. Насонов Р. А., Тимофеев Я. Поэтика последних опер Моцарта (Двойной портрет) // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сборник статей по материалам Международной научной конференции (30 октября — 1 ноября 2007 г.). М., 2007. С. 211–232.

10. Насонов Р. А. Кому и о чем поют «Аллилуйя»? (христианская вера в оратории Г. Ф. Генделя) // Музыкальное искусство: история и современность: сборник научных статей к 40-летию Астраханской консерватории / Гл. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. С. 5–10. 11. Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. М.: УРСС, 2000. 280 с.