«Дополненная реальность» в работе педагога-музыканта

Аннотация

Статья посвящена новым методическим идеям в контексте «дополненной реальности» как мульти- медийного сочетания живого звука (инструмента или голоса) с электронными источниками звука и изображения. В статье впервые комплексно показаны современные мультимедийные возможности (прежде всего, связанные с демонстрацией нотного материала в электронном виде), которые помогут музыкантам-педагогам эффективнее использовать традиционные формы аудиторной работы и создавать их новые варианты. Автор делится личным педагогическим опытом подбора, тестирования и использования цифровых аудио- и видеотехнологий последнего поколения (включая мало- известные широкой аудитории) и разработкой новых, в том числе нетрадиционных, форм работы в процессе воспитания музыкального слуха. Статья состоит из двух частей. В первой части акцент сделан на анализе и систематике современных электронных устройств (миракаст-приставок, мини-компьютеров, портативных видеопроекторов, беспроводных картридеров-раздатчиков контента и др.), даны рекомендации по их приобретению с учетом факторов: простоты и мобильности в использовании, экономической доступности для бюджетных организаций. Во второй части работы освещаются психолого-методические аспекты использования рассмотренных устройств и ряда мобильных приложений для смартфонов и планшетов (мобильных музыкальных редакторов, плееров с изменением скорости воспроизведения звука и приложений-музыкальных инструментов и др.), даются примеры авторских упражнений по чтению с листа видеонот, развитию тембрового слуха, ансамблевого исполнительства, чувства ритма и музыкально-творческого мышления в целом.

Использованная литература

1. Карасева М. App Store и сольфеджио: новые программные возможности развития музыкального слуха // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. Материалы 2‑й Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2010. С. 43–44.

2. Карасева М. iSOLF: Современное сольфеджио в цифровом веке // Инновационные теории и технологии образования в современном поликультурном пространстве Казахстана. Астана, 2010. С. 7–10.

3. Карасева М. Использование средств мультимедиа в курсе сольфеджио // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве. Проблемы подготовки специалистов: материалы IV всероссийской научно-практической конференции. СПб, 2007. С. 56–58.

4. Карасева М. «Музыка на два голоса». Двухголосные этюды для пения, игры и записи музыкального диктанта. Тембровые аудио-диктанты. М.: Композитор, 2005.

5. Карасева М. Современные средства мультимедиа на службе тембрового сольфеджио // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2009. С. 41–43.

6. Карасева М. Японское сольфеджио. Искусство мелодической интонации. 444 упражнения по интонированию японских фраз: в двух частях. М.: Композитор, 2008.

7. Карасева М., Уваров С. Музыкант и интернет: о специфике восприятия новых технологий в профессиональном гуманитарном обществе. Культурно-политологические аспекты американистики. Материалы международных конференций / под ред. М. Р. Кауль. М.: РГГУ, 2013. C. 308–318.

8. Многослойное представление информации (дополненная реальность).
http://arnext.ru/wp/wp-content/uploads/2013/02/201212_market_reality.pdf (дата обращения: 07.06.2016).

9. Brown Th. A. Afro-Latin Rhythm Dictionary. N. Y.: Alfred Pub. Co. Inc, 1984. 48 p.

10. Terrada Music Score Co., Ltd. Develops World’s First “Dual-screen E-paper Music Score Device”. Bringing a Revolution to Music Scene. http://www.gvido.tokyo/wp/wpcontent/uploads/2016/05/GVIDO-Press-Release_EN.pdf (дата обращения: 07.06.2016).