The Double-Choir “Heilig” by C. P. E. Bach BR-CPEB F 77: An Unknown Pasticcio of 1785

Аннотация

В статье впервые исследуется источник, найденный в Иностранном книжном фонде Российской национальной библиотеки и содержащий текст сочинения, исполненного в Троицкой церкви Берлина в 1785 году под руководством кантора и «музикдиректора» Иоганна Кристофа Кюнау (1735‒1805). Выявляется, что либретто относится к неизвестному ранее Пастиччо, созданному из знаменитого «Heilig» для двойного хора Карла Филиппа Эмануэля Баха (1714‒1788), его Арии «Wie prächtig wird dein Lob erschallen», а также частей из оратории «Das Weltgericht» и «Te Deum» И. К. Кюнау. На основе изучения печатного текста 1785 года, сохранившихся писем, рукописей и других источников делается вывод о роли Кюнау в распространении и популяризации вокальных произведений «гамбургского Баха» в конце XVIII века. К истории исполнения «Heilig» BR-CPEB F 77 добавляется еще один важный факт ранней истории его рецепции при жизни автора.

Благодарности

Автор статьи благодарит сотрудников Российской национальной библиотеки за помощь в работе с источниками и разрешение факсимильного воспроизведения текста, хранящегося под шифром 6.35.1.406. Кроме того, автор выражает признательность Эндрю Талле (США) и Рашиду-С. Пега (Германия) за содействие в получении необходимых материалов.

Использованная литература

1. Мураталиева С. Г. Вокально-инструментальное творчество К. Ф. Э. Баха // Карл Филипп Эмануэль Бах (1714‒1788): К 300-летию со дня рождения: Сб. ст. / ред.-сост. С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. С. 156‒192.

2. Шабалина Т.  И. С. Бах и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге: недавние открытия // Музыкальная академия. 2015. № 1. С. 117–128.

3. Шабалина Т.  Ю. А. Залуский (1702–1774) и немецкие музыкальные источники в Санкт-Петербурге: К истории польско-русского культурного достояния // Русско-польские музыкальные связи: Сб. ст. по материалам международной научной конференции / ред.-сост. Н. А. Брагинская, ред. Н. И. Дегтярева. СПб.: СПбГК; Скифия-принт, 2018. С. 19–50.

4. Bach C. Ph. E.  Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen mit Exempeln und achtzehn Probe-Stücken in sechs Sonaten <…>. Berlin: Verlegung des Auctoris, 1753. 135 S.

5. Bach C. Ph. E. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen. Zweyter Theil, in welchem die Lehre von dem Accompagnement und der freyen Fantasie abgehandelt wird. Berlin: Verlegung des Auctoris, 1762. 342 S.

6. Carl Philipp Emanuel Bach. Briefe und Dokumente: Kritische Gesamtausgabe. 2 Bde. / hrsg. von E. Suchalla. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1994. 1768 S. (Veröffentlichung der Joachim Jungius-Gesellschaft der Wissenschaften Hamburg; 80).

7. Carl Philipp Emanuel Bach: Dokumente zu Leben und Wirken aus der zeitgenössischen hamburgischen Presse (1767–1790) / hrsg. von B. Wiermann. Hildesheim: Olms, 2000. 631 S. (Leipziger Beiträge zur Bach-Forschung; 4).

8. Carl Philipp Emanuel Bach. Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke. Teil 2: Vokalwerke (BR-CPEB) / bearbeitet von W. Enßlin und U. Wolf unter Mitarbeit von Chr. Blanken. Stuttgart: Carus, 2014. 1150 S. (Bach-Repertorium: Werkverzeichnisse zur Musikerfamilie Bach / hrsg. vom Bach-Archiv Leipzig. Bd. III/2).

9. Corneilson P. Zur Entstehungs- und Aufführungsgeschichte von Carl Philipp Emanuel Bachs „Heilig“ // Bach-Jahrbuch. Jg. 92 (2006). S. 273‒289. https://doi.org/10.13141/bjb.v20061804.

10. Harasim C. Introduction // Carl Philipp Emanuel Bach. Complete Works. Series V/6.1. Los Altos, California: Packard Humanities Institute, 2016. P. XI‒XXIII.

11. Helm E. Thematic Catalogue of the Works of Carl Philipp Emanuel Bach. New Haven and London: Yale University Press, 1989. XXVII, 271 p.

12. Kühnau J. Chr. Vorrede // Vierstimmige alte und neue Choralgesänge, <…> von Johann Christoph Kühnau. [Erster Theil]. Berlin: Im Verlag des Autors, 1786. S. I–X.

13. Leisinger U. Kühnau, Johann Christoph // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. 2. Auflage. Personenteil 10. Kassel: Bärenreiter, 2003. Sp. 823‒824.

14. The Letters of C. P. E. Bach / transl. and ed. by St. L. Clark. Oxford: Clarendon Press, 1997. XLII, 308 p.

15. Operatic Pasticcios in the 18th-Century Europe: Contexts, Materials and Aesthetics / ed. by B. Over, G. zur Nieden. Bielefeld: Transcript, 2021. 795 p. (Mainz Historical Cultural Sciences; 45). https://doi.org/10.14361/9783839448854.

16. Schabalina T. „Texte zur Music“ in Sankt Petersburg: Gedruckte deutsche Quellen zu Werken von Komponisten des 17. und 18. Jahrhunderts: in 2 Bde. Beeskow: Ortus Musikverlag, 2021. 1053 S. (Forum Mitteldeutsche Barockmusik; 12).

17. Slonimsky N., Kuhn L., McIntire D. Kühnau, Johann Christoph // Baker’s Biographical Dictionary of Musicians. Centennial Edition: in 6 vols. Vol. 3 / ed. by N. Slonimsky and L. Kuhn. New York: Schirmer Books, 2001. P. 1982.

18. Wotquenne A. Thematisches Verzeichnis der Werke von Carl Philipp Emanuel Bach. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1905. 109 S.