Электроакустическая композиция Я. Ксенакиса: о методе анализа графической партитуры (на примере Mycenae Alpha)

Аннотация

Статья посвящена методам анализа электроакустической композиции. Приведен алгоритм комплексного анализа электроакустических сочинений:
1) работа с записью в компьютерных программах;
2) описание слухового опыта;
3) сопоставление слухового метода и точного технологического анализа. Опираясь на этот алгоритм, авторский метод построения композиции и технические возможности компьютера UPIC проанализировано сочинение Я.Ксенакиса Mycenae Alpha. Выявлены связи графики и вне-временной структуры, звучания и внутри-временной структуры, выполнен
музыковедческий анализ макро-композиции.

Использованная литература

1. Бундин А. С. Теория и практика современной электроакустической композиции: автореф. дис. … канд. иск. СПб., 2013. 24 с.

2. Дубов М. Э. Янис Ксенакис — архитектор новейшей музыки: дис. … канд. иск. М., 2008. 233 с.

3. Иль Я. И. Пространственная композиция Я. Ксенакиса: теория и практика: дис. … канд. иск. М., 2007. 227 с.

4. Конюс Г. Как исследует форму музы кальных организмов метротектонический метод. М.: Гос. муз. изд-во, 1933. 36 с.

5. Ксенакис Я. Музыка и наука // Курьер ЮНЕСКО. 1986. № 5. С. 3–9.

6. Ксенакис Я. Пути музыкальной композиции / пер. с франц. Ю. Пантелеевой // Слово композитора: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 145. М., 2001. С. 22–35.

7. Мурзин Е. А. Фотоэлектрический синтезатор музыки: описание изобретения к авторскому свидетельству / Заявл. № 579459/26 от 24 июня 1957 года // Бюллетень изобретений. 1959. № 6.

8. Сусидко И. П. Симметрии и пропорции в музыке Клода Дебюсси (24 прелюдии для фортепиано) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. № 6. C. 68–84.

9. Суслова Л. Прорыв в новые звуковые миры // Музыкальная академия. 1995. № 2. С. 33–42.

10. Харуто А. В., Катунян М. И., Снигирева С. Д. Музыка к фильму Э. Артемьева «Солярис». Компьютерные методы анализа // Музы кальная академия. 2011. № 3. С. 52–57.

11. Холопова В. Н. Время и вневремя. О творческом процессе Софии Губайдулиной // Процессы музыкального творчества. Вып. 3: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 155. М., 1999. C. 99–113.

12. Цареградская Т. В. О свойствах временного континуума в музыке Яниса Ксенакиса // Искусство 20 века: уходящая эпоха?: Сб. статей. Н. Новгород: Нижегородская гос. консерватория имени М. И. Глинки, Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса), 1997. С. 119–127.

13. Licata T. (ed.). Electroаcoustic Music: Analytical Perspectives / Foreword by J.-C. Risset. Westport, Conn.; L.: Greenwood, 2002. 242 p.

14. Emmerson S., Smalley D. Electro-acoustic Music // Grove Music Online. URL: http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/08695 (дата обращения:28.04.2015).

15. Harley J. Iannis Xenakis in Conversation 30 May 1993 // Contemporary Music Review. 2002. Vol. 21. № 2/3. P. 1–3.

16. Howat R. Debussy in Proportion. A Musical Analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 256 р.

17. Landy L. Understanding the Art of Sound Organization. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2007. 320 p.

18. Squibbs R. Images of Sound in Xenakis’s Mycenae Alpha. URL: http://www.academia.edu/3529884/Images_of_Sound_in_Xenakiss_Mycenae-Alpha (дата обращения: 12.04.2015).

19. Stuckenschmidt H. H. Die dritte Epoche // Die Reihe 1954. № 1. S. 17–19.

20. Valsamakis N. A esthetics a nd Techniques i n t he E lectroacoustic M usic of I annis Xenakis // Journal of the Hellenic Diaspora. 2000. Vol. 26. Р. 7–58.

21. Whittall A. Electroacoustic Music // Oxford Companion to Music. URL: http:// www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199579037.001.0001/acref-9780199579037‑e-2223 (дата обращения: 28.04.2015).

22. Xenakis I. Mycenae-Alpha 1978 // Perspectives of New Music. 1987. Vol. 25. № 1/2 P. 12–15.

23. Xenakis I. Formalized Music: Thought and Mathematics in Composition. Bloomington: Indiana University Press, 1971. 387 р.