Энергетика «Весны священной» и ее источник: замечания о метрических силах и их разрушительном действии
На материале «Взывания к праотцам» автор исследует взрывную природу ритмических рисунков «Весны», вплоть до лежащих в их основе факторов параллелизма и смещения, непримиримый конфликт которых рождает эффект разрушения. Подтверждением служит игра этих сил на мельчайшем уровне, как это хорошо видно во «Взывании к праотцам», с главным мотивом в верхнем слое фактуры и непосредственно примыкающим к нему повторением — сокращенным и смещенным по метру. Нерегулярный, протяженностью в семь четвертей (иногда, однако, сокращенный на одну или две доли), главный мотив повторяется 13 раз подряд. В статье обсуждаются тип развития, который вытекает из этого изобретения, а также требования к исполнению такой музыки. Свойства мелодии, гармонии, ритма, оркестровки и артикуляции, которые ранее могли находиться под воздействием «развивающей вариации», сохраняются здесь в неизменном виде, выступая фоном для того, что меняется на самом деле, — положения мотива относительно метрических акцентов. Разумное основание такой логики было, по сути дела, упущено из виду критиками Стравинского, порицавшими его за повторения, статику, механистичность и негибкость.
1. Adorno T. W. Philosophy of Modern Music. Trans. Anne G. Mitchell and Wesley V. Bloomster. N. Y.: Seabury Press, 1973. 220 p.
2. Adorno T. W. Stravinsky: A Dialectical Portrait // Theodor W. Adorno; Quasi una Fantasia: Essayson Modern Music. Trans. Rodney Livingstone. L.: Verso, 1998. P. 145–178.
3. Boretz B. In Quest of the Rhythmic Genius // Perspectives of New Music. Vol. 9. No. 2 — Vol. 10. No. 1. (1971). P. 149–155.
4. Boss J. Schoenberg’s Op. 22 Radio Talk, and Developing Variation in Atonal Music // Music Theory Spectrum. Vol. 14. Num. 2 (Fall 1992). P. 125–149.
5. Dahlhaus C. What is ‘developing variation’? // C. Dahlhaus. Schoenberg and the New Music. Trans. Derrick Puffett and Alfred Clayton. Cambridge University Press, 1987. P. 128–134.
6. Dahlhaus C. Between Romanticism and Modernism. Trans. Mary Whittall. Berkeley: University of California Press, 1980. 129 p.
7. Epstein D. Shaping Time: Music, the Brain, and Performance. N. Y.: Schirmer Books, 1995. 598 p.
8. Frisch W. Brahms and the Principle of Developing Variation. Berkeley: University of California Press, 1983. XV, 217 p.
9. Haimo E. Developing Variation and Schoenberg’s Twelve-Tone Music // Music Analysis. Vol. 16. Issue 3 (Oct., 1997). P. 349–365.
10. Horlacher G. Building Blocks: Repetition and Continuity in the Music of Stravinsky. Oxford:
Oxford University Press, 2011. X, 220 p.
11. Huron D. Sweet Anticipation: Music and the Psychology of Expectation. Cambridge: MIT Press, 2006. XII, 462 p.
12. Johnston B. Stravinsky: A Composer’s Memorial. Interview with Soulima Stravinsky // Perspectives of New Music. Vol. 9. No. 2 — Vol. 10. No. 1. (1971). P. 15–27.
13. Keller H. Essays on Music. Ed. Christopher Wintle. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. XIV, 276 p.
14. Krebs H. Fantasy Pieces: Metrical Dissonance in the Music of Robert Schumann. Oxford: Oxford University Press, 1999. XIV, 290 p.
15. Lerdahl F., Jackendoff R. A Generative Theory of Tonal Music. Cambridge: MIT Press, 1983. 368 p.
16. London J. Hearing in Time: Psychological Aspects of Musical Meter. Oxford: Oxford University Press, 2004. VIII, 195 p.
17. McDonald M. Jeux de Nombres: Automated Rhythm in The Rite of Spring // Journal of the American Musicological Society. Vol. 63. No. 3 (Fall 2010). P. 499–551.
18. Meyer L. Emotion and Meaning in Music. Chicago: Chicago University Press, 1956. XI, 309 p.
19. Roberson M. S travinsky’s C oncerto f or P iano a nd W inds: M etrical D isplacement, Tonal Distortion, and the Composer as Performer. Ph. D. dissertation. University of California at Santa Barbara, 2012. 207 p.
20. Schoenberg A. Fundamentals of Musical Composition. Ed. Gerald Strang and Leonard Stein. L.: Faber and Faber, 1967. XIV, 224 p.
21. Schoenberg A. Criteria for the Evaluation of Music // A. Schoenberg. Style and Idea: Selected Writings of Arnold Schoenberg. Ed. Leonard Stein, trans. Leo Black. Berkeley: University of California Press, 1985. P. 129–131.
22. Stravinsky I. Some Ideas about My Octuor. Reprinted in E. W. White. Stravinsky: The Composer and His Works. Berkeley: University of California Press, 1966. XV, 608 p.
23. Stravinsky I. Interpretation by Massine // Stravinsky in the Theatre / ed. by M. Lederman. N. Y.: Pellegrini and Cudahy, 1949. 228 p.
24. Stravinsky I., Craft R. Themes and Episodes. N. Y.: Knopf, 1966. X, 352, XVI p.
25. Subotnik R. R. Developing Variations. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991. XXXIV,
372 p.
26. Taruskin R. Stravinsky and Us // The Cambridge Companion to Stravinsky / ed. by J. Cross.
Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 260–284.
27. Temperley D., Bartlette C. Parallelism as a Factor in Metrical Analysis // Music Perception. Vol. 20. No. 2 (Winter 2002). P. 117–149.
28. Van den Toorn P. C., McGinness J. Stravinsky and the Russian Period; Sound and Legacy of a Music Idiom. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 328 p.
29. Van den Toorn P. C. Stravinsky and The Rite of Spring. Berkeley: University of California Press, 1987. IX, 221 p.