Философские размышления об оперной реформе К. В. Глюка

Аннотация

Трех великих реформаторов музыкальной драмы (Платона, В. Галилея и Вагнера) объединяет желание внушить слушателям нечто внемузыкальное. Целью Платона был политический порядок, Галилея — добродетельный образ жизни, а Вагнера — но­вая культура. Напротив, Глюк хотел лишь перейти от простого развлечения к более утонченной форме культурного досуга, связанной с опытом переживания подлин­ных чувств. Свои усилия он направлял на реформу собственно музыки, не стремясь специально к ее воздействию на внешний мир.

В первой части статьи я кратко освещаю основные тенденции предложенной Глю­ком оперной реформы. Во второй анализирую высказывания немецких мыслителей XIX века (Шопенгауэра, Вагнера, Ницше), которые ставили значение реформы Глю­ка под сомнение. В третьей, заключительной части я задаюсь вопросом, как следует оценивать реформу Глюка сегодня.

Перевод и комментарии Романа Насонова

Использованная литература

1. Вагнер Р. Об увертюре / пер. с не м. А. В. Михайлова // Рихард Вагнер. Статьи и материалы / ред.-сост, авт. коммент. Г. В. Крауклис и В. Г. Гамрат-Курек, общ. ред. Т. Э. Цытович. М.: Музыка, 1974. С. 5–14.

2. Вагнер Р. Произведение искусства будущего / пер. с не м. С. Гиждеу // Р. Вагнер. Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вст. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 142–261 (История эстетики в памятниках и документах).

3. Вагнер Р. Опера и драма / пер. с не м. А. Шепелевского и А. Винтера // Р. Вагнер. Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вст. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 262–493 (История эстетики в памятниках и документах).

4. Вагнер Р. О назначении оперы / пер. с не м. О. Смолян // Р. Вагнер. Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова, вст. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 540–566 (История эстетики в памятниках и документах).

5. Глюк К. Посвящение к опере «Альцеста» (1767) // Музы кальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков / сост. текстов и общ. вступ. статья В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1971. С. 480–481.

6. Ницше Ф. Веселая наука / пер. с не м. К. А. Свасьяна // Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. Т. I. Литературные памятники / сост., ред., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990. С. 491–719.

7. Ницше Ф. Черновики и наброски 1885–1887 гг. / пер. с не м. В. М. Бакусева // Ф. Ницше. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. XII / науч. ред. С. В. Казачков. М.: Культурная революция, 2005. 560 с.

8. Ницше Ф. Черновики и наброски 1887–1889 гг. / пер. с не м. В. М. Бакусева и А. В. Гараджи // Ф. Ницше. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. XIII / науч. ред. С. В. Казачков. М.: Культурная революция, 2006. 656 с.

9. [Ницше Ф.] Письма Фридриха Ницше / сост., пер. с не м. И. А. Эбаноидзе. М.: Культурная революция, 2007. 400 с.

10. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / пер. с не м. В. М. Бакусева // Ф. Ницше. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. II / науч. ред. И. А. Эбаноидзе. М.: Культурная революция, 2009. 672 с.

11. Ницше Ф. Ecce homo / пер. И. Эбаноидзе // Ф. Ницше. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. VI / науч. ред. И. А. Эбаноидзе. М.: Культурная революция, 2009. С. 185–284.

12. Ницше Ф. Музыка без будущего / пер. И. Эбаноидзе / Ницше contra Вагнер // Ф. Ницше. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. VI / науч. ред. И. А. Эбаноидзе. М.: Культурная революция, 2009. С. 325–326.

13. Шопенгауэр А. О сущности музыки: выдержки из сочинений Шопенгауэра / под ред. Историко-эстет. секции; вступ. ст. К. Эйгес. Петроград: Гос. муз. изд-во, 1919. XIV, 42 с.

14. Einstein A. Gluck: Sein Leben — Seine Werke. Rev. Neuausg. Kassel, Basel: Bärenreiter,
1987. 260 S.

15. Galilei V. Dialogue on Ancient and Modern Music / transl. von Claude V. Palisca. New Haven, Conn. [u. a.]: Yale University Press, 2003. LXIX, 390 p.

16. Nietzsche F. Sämtliche Werke — Kritische Studienausgabe: in 15 Bänden / hrsg. von G. Colli und M. Montinari. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1975–1984.

17. Nietzsche F. Sämtliche Briefe — Kritische Studienausgabe: in 8 Bänden / hrsg. von G. Colli und M. Montinari. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1967–1977.

18. Palisca C. V. Introduction // V. Galilei. Dialogue on Ancient and Modern Music. New Haven, Conn. [u. a.]: Yale University Press, 2003. P. XVII–LXIX.

19. Pöhlmann E. Altgriechische Musik und ihr Aufleben in der Neuzeit // Musik in der antiken Philosophie: eine Einführung / hrsg. von S. L. Sorgner, M. Schramm. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2010. S. 33–70.

20. Sorgner S. L. Nietzsches Musikphilosophie // Musik in der deutschen Philosophie: Eine Einführung / hrsg. von S. L. Sorgner, O. Fürbeth. Stuttgart: J. B. Metzler, 2003. S. 115–134.

21. Sorgner S. L. Musik und Ethik in Nietzsches „Geburt der Tragödie“ // Friedrich Nietzsche: Zwischen Musik, Philosophie und Ressentiment / hrsg. von V. Gerhardt, R. Reschke. Berlin: Akademie, 2006. S. 59–76.

22. Sorgner S. L. Einige Überlegungen zur antiken und modernen Musikphilosophie // Musik in der antiken Philosophie: eine Einführung / hrsg. von S. L. Sorgner, M. Schramm. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2010. S. 15–32.

23. Sorgner S. L. Reflexionen zum Musikdrama. Richard Wagner, Thomas Mann und der Posthumanismus // Liebe ohne Glauben: Thomas Mann und Richard Wagner / hrsg. von H. Pils, Ch. Ulrich. Göttingen: Wallstein, 2011. S. 152–172.

24. Sorgner S. L. Musik und Ethik in Schopenhauers Philosophie // Musik als Wille und Welt: Schopenhauers Philosophie der Musik / hrsg. von M. Kossler. Würzburg: K&N, 2011, S. 61–84.

25. Wagner R. Sämtliche Schriften und Dichtungen: in 16 Bde. Volks-Ausgabe. Lpz.: Breitkopf & Härtel, 1911–1914.

26. Wagner R. Sämtliche Briefe. Wiesbaden/Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik/ Breitkopf & Härtel, 1967ff.