Кафедра теории музыки Московской консерватории: у истоков теоретического музыкознания (по материалам архивов)

Аннотация

Статья посвящена первым годам деятельности кафедры теории музыки Московской консерватории (до 1936 года), когда она входила в состав историко-теоретической кафедры (руководимой М. В. Ивановым-Борецким) в качестве Методической комиссии по гармонии и полифонии. Несмотря на скромный статус, численное преобладание музыковедов-историков и общую установку на вспомогательный характер музыкально-теоретических дисциплин, ее роль имела историческое значение. Именно в те годы был заложен фундамент отечественной музыкально-теоретической науки, определивший облик и пути развития теоретического музыкознания в масштабе всей страны. Следует также подчеркнуть, что научные подходы, впервые заявленные в рамках теоретической проблематики кафедры, впоследствии (в 1960–1980‑е годы) стали одним из главных факторов обновления аналитического аппарата музыкознания. Рассмотрены важнейшие аспекты деятельности Комиссии: руководство дипломными работами музыкально-теоретической тематики, подготовка учебников— в том числе «бригадного», ставшего первым в серии учебников, выпущенных кафедрой (1934–1935). Также обнародованы некоторые малоизвестные факты, показывающие, какими трудностями сопровождалось становление отечественного музыковедения и в контексте политических обстоятельств времени, и в условиях административного давления со стороны вышестоящих организаций.

Использованная литература

1. Барт Р. S/Z / Пер. с фр. Г. К. Косикова и В. П. Мурат; общ. ред. и вступит. ст. Г. К. Косикова; 2‑е изд., испр. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 232 с.

2. Веприк А. О методах преподавания инструментовки. К вопросу о классовой обусловленности оркестрового письма. М.: Музгиз, 1931. 108 с.

3. Голубенко С. С. Московская консерватория в предвоенный период и в первые годы Великой Отечественной войны. Дисс… канд. иск. Нижний Новгород, 2011. 363 с.

4. Григорьева Г. В. Метод целостного анализа В. А. Цуккермана: традиция и её обновление в современной отечественной науке // Журнал ОТМ. 2014. №4 А. С. 25–30 [Электронный ресурс]. URL: http://www.journal-otmroo.ru (дата обращения: 20.05.2020).

5. Левашев Е. М. «Камаринская» Глинки и ее мифология в русской культуре // Музыкальная академия. 2019. №2. С. 54–68.

6. Лобкова Г. В. Истоки музыкальных тем «Камаринской» М. И. Глинки в фольклорных традициях Смоленщины // Эпоха М. И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25–26 апреля 2007 г.) (Новоспасский сборник. Вып. IV). Смоленск: Департамент Смоленской области по культуре, 2007. С. 105–122.

7. Мазель Л. Исследование о Шопене. М.: Музгиз, 1937. 184 с.

8. Московская консерватория. 1866–2016. Энциклопедия: в 2 томах. Т. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 672 c.

9. Московская консерватория. 1866–2016. Энциклопедия: в 2 томах. Т. 2. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 816 с.

10. Пшибышевский Б. Бетховен. Опыт исследования. Москва; Вена— Лейпциг: Музгиз; Универсальное издательство, 1932. 220 с.

11. Раку М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 720 с.

12. Рыжкин И. Я. О вкладе Л. А. Мазеля в музыкознание XX века // Музыкальная академия. 2001. №4. С. 116–120.

13. Сергей Васильевич Евсеев. Фрагменты записных книжек: 1922–1932 / Вступительная статья, публикация и комментарии Бобрик О. А. // Искусство музыки: теория и история. 2015. №12. С. 164–220. [Электронный ресурс] URL: http://imti. sias.ru/upload/iblock/313/2015_12_bobrik.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

14. Холопов Ю. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки // Советская музыка. 1988. №9. С. 73–79. 20 Научный вестник Московской консерватории 2020 2 (41) Татьяна Науменко

15. Carpenter E. The Theory of Music in Russia and The Soviet Union from 1650 to 1950. University of Pennsylvania. ProQuest Dissertations Publishing, 1988. AAI8824722 [Электронный ресурс] URL: http://repository.upenn.edu (дата обращения: 20.05.2020).

16. Seyffert P. Soviet literary structuralism: Background, debate, issues. Columbus: Slavica, 1985. 378 p.

17. Zavlunov D. The «tselostnyĭ analiz» (holistic analysis) of Zuckerman and Mazel // Music Theory Online. Vol. 20. №3 (September 2014). [Электронный ресурс] URL: https://mtosmt.org/issues/mto.14.20.3/mto.14.20.3.zavlunov.html (дата обращения: 20.05.2020).