Анализ двух пьес Джованни Джироламо Капсбергера из его недавно найденной (2001/2) Третьей книги для китарроне (1626) — обработок (интабуляций)
мадригалов «Ancidetemi pur» (Я. Аркадельт) и «Com’esser può» (Джезуальдо ди Веноза) — автор статьи представляет в широком историческом контексте. Показано, как вокально-полифоническая по своему происхождению музыка адаптируется к техническим и выразительным возможностям китарроне (теорбы) — инструмента группы basso continuo, приспособленного к исполнению сложной полифонической фактуры гораздо менее, чем лютня или клавишные. Рассмотрено, как полифонические пьесы-«модели» превращаются в идиоматичную и виртуозную инструментальную музыку жанра passeggiato, путем, с одной стороны, упрощения контрапунктического письма, с другой — орнаментирования фигурами, характерными для стиля теорбы. Выявлены стилистические различия в подходе Капсбергера к двум разным мадригалам и их возможные причины.
1. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). М.: Московская гос. консерватория, 1997. 571 с.
2. Голдобин Д. «Nasce la pena mia»: «хит»-мадригал в инструментальных обработках» // Оркестр: сб. статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. М.: Московская гос. консерватория, 2002. С. 93–121.
3. Голдобин Д. Ю. Интабуляция вокальной полифонии в инструментальной музыке Возрождения и раннего барокко: дис. … канд. искусствоведения. В 2 т. Т. I. М.: Московская гос. консерватория, 2008. 474 с.
4. Apel W. The History of Keyboard Music before 1700 / Transl. and rev. by H. Tischler. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1972. 896 p.
5. Bovicelli G. B. Avertimenti Intorno alle Note // G. B. Bovicelli. Regole, passaggi di musica, madrigali e motetti passeggiati. Venetia: Giacomo Vincenti, 1594. P. 10–16.
6. Bianconi L. Music in the Seventeenth Century / Eng. transl. by D. Bryant. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 360 p.
7. Cantalupi D. [Linear Notes] // Girolamo Kapsberger Libro Terzo d’Intavolatura di Chitarrone. MVC 002-009: Cremona, 2002.
8. Coelho V. A. The Chitarrone Toccatas of Johann Hieronymus Kapsberger: 1580–1651: in 2 vols. Master thesis . Los Angeles: University of California, 1983.
9. Coelho V. A. Frescobaldi and the Lute and Chitarrone Toccatas of ‘Il Tedesco della Tiorba’ // Frescobaldi Studies / Ed. by A. Silbiger. Durham: Duke University press, 1987. P. 137–156.
10. Della Valle P. Della musica dell’età nostra che non è punto inferiore, anzi è migliore di quella dell’età passata: Discorso // A. Solerti. Le origini del Melodramma. Testimonianze dei Contemporanei. Torino: Fratelli Bocca, 1903. P. 148–179.
11. Diruta G. Seconda Parte del Transilvano Dialogo Diviso in Quattro Libri. Libro Primo. Venetia : Alessandro Vincenti, 1609. 21 p.
12. Einstein A. The Italian Madrigal: in 3 vols. Vol. 1 / Transl. by A. H. Krappe, R. H. Sessions and O. Strunk. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1949. xvi, 476 p.
13. Hammond F. Girolamo Frescobaldi. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1983. xvi, 408 p.
14. Judd R. Italy // Keyboard Music before 1700 / Ed. by A. Silbiger. N. Y. and L.: Routledge, 2004. P. 235–311. (Routledge studies in musical genres)
15. Kircher A. Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni... in X. libros digesta. Tomus I. Roma: Haeredi Francisci Corbelletti, 1650. 690 p.
16. Ortiz, Diego. Trattado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la musica de violones [Glose sopra le cadenze et altre sorte de punti in la musica del violone]. El primo libro & Libro secondo. Roma: Valerio Dorico, 1553. 121 p.
17. Paras J. The Music for the Viola Bastarda. Bloomington: Indiana University Press, 1986. xviii, 232 p. (Music: Scholarship and Performance)
18. Pavan F. Introduzione/Preface // G. G. Kapsperger. Libro terzo d’intavolatura di chitarrone. Roma, 1626. Facs.: Bologna: Forni, 2009. P. 5–18 / 19–32. (Bibliotheca Musica Bononiensis, Sez. IV)
19. Robinson L. Viola Bastarda // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: in 29 vols. Vol. XXVI / Ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. P. 695–696.
20. Rognoni Taeggio F. Selva di varii passaggi secondo l’uso moderno per cantare, e suonare con ogni sorte di stromenti, divisa in due parti. Parte prima. Milano: Filippo Lomazzo, 1620. 52 p.
21. Silbiger A. Manuscript Sources of 17th Century Italian Keyboard Music. Ann Arbor, Mich.: UMI Research Press, 1980. xxiv, 219 p. (Studies in musicology, 18)