«Казус Скрябин». Фортепианная поэтика Скрябина в контексте символистских аналогий

Аннотация

Символистская концепция фортепианного звука, ритма, музы кальных времени и пространства рас- сматривает ся на материале уни кального исполнительского и композиторского творчества А. Н. Скря- бина позднего периода. В параллелях с литературными, поэтическими, живописными концепциями Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Константина Бальмонта, Михаила Врубеля и др. определяют ся символистские черты фортепианной поэтики Скрябина. Анализируют ся такие стилевые и эстети- ческие категории символизма, как неизреченное, двоемирие как взаимосвязь феноменального и ноуменального, арабеска и ряд других. Прослеживается эволюция скрябинского фортепианного стиля от сочинений малых форм и сонат 50–60‑х опусов до последних, 70‑х опусов. Являясь ярчайшим и единственным представителем символизма в русской музыке, Скрябин, по сути, выходит за пределы символистской концепции, устремляясь к новой парадигме русской художественной культуры раннего ХХ века — к «новой духовности» (космизм,  депсихологизм, «чистая форма», а б с т р а к ц и я).

Использованная литература

1. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: в 2 т. Т. II. М.: Художественная
литература, 1991. 336 с.

2. Бальмонт К. Звуковой зазыв URL: http://aca-music.ru/analiticheskij-razdel/k-balmontzvukovoj-zazyv-a-n-skryabin/ (дата обращения: 18.03.2016).

3. Бальмонт К. Д. Из записной книжки (1904) // Бальмонт К. Д. Собрание сочинений: в 7 т. Т. I: Полное собрание стихов 1909–1914: Книги. I–III / вступ. ст. В. Макарова. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. С. 207–208.

4. Бальмонт К. Д. Поэзия как волшебство // Критика русского символизма: в 2 т. Т. I / сост. Н. А. Богомолов. М.: Олимп, 2002. С. 268–317.

5. Бальмонт К. Д. Элементарные слова о символической поэзии // Критика русского символизма: в 2 т. Т. I / сост. Н. А. Богомолов. М.: Олимп; АСТ, 2002. С. 246–267.

6. Башляр Г. Мгновение поэтическое и мгновение метафизическое // Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. С. 347–353.

7. Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. Томск: Водолей, 1994. 96 с.

8. Белый А. Как мы пишем // Белый А. Кубок метелей: Роман и повести-симфонии. М.: ТЕРРА, 1997. С. 749–761.

9. Белый А. Кубок метелей. Четвертая симфония // Белый А. Собрание сочинений: в 14 т. Т. X: Симфонии / сост., послесл. и коммент. А. В. Лаврова. М.: Дмитрий Сечин, 2014. С. 199–342.

10. Белый А. Линия, круг, спираль — символизма // Труды и дни. 1912. № 4–5 (Июль — Октябрь). С. 13–22.

11. Белый А. Литературный дневник. Символизм // Андрей Белый. Собрание сочинений. Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей. М.: Респу блика, 2012. С. 186–191.

12. Белый А. Литературный дневник. Шарль Бодлер // Белый А. Собрание сочинений: в 14 т. Т. VIII: Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей / общ. ред., послесл. и коммент. Л. А. Сугай; сост. А. П. Полякова и П. П. Апрышко.
М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012. С. 191–197.

13. Белый А. О писателях. «Вишневый сад» // Белый А. Собрание сочинений: в 14 т. Т. VIII: Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей / общ. ред., послесл. и коммент. Л. А. Сугай; сост. А. П. Полякова и П. П. Апрышко. М.: Респу блика; Дмитрий Сечин, 2012. С. 302–305.

14. Белый А. О писателях. «Иванов» на сцене Художественного театра // Белый А. Собрание сочинений: в 14 т. Т. VIII: Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей / общ. ред., послесл. и коммент. Л. А. Сугай; сост. А. П. Полякова и П. П. Апрышко. М.: Респу блика; Дмитрий Сечин, 2012. С. 305–307.

15. Белый А. О себе как писателе // Белый А. Кубок метелей: Роман и повести-симфонии. М.: ТЕРРА, 1997. С. 761–768.

16. Белый А. О символизме // Труды и дни. 1912. № 1 (Январь-Февраль). С. 10–24.

17. Белый А. Пути культуры // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 91–94.

18. Белый А. Собрание сочинений: в 14 т. Т. XIV. Ритм как диалектика и «Медный всадник». Исследование / сост., послесл. и коммент. Д. О. Торшилова. М.: Дмитрий Сечин, 2014. 528 с.

19. Белый А. Символизм как миропонимание // Белый А. Собрание сочинений: в 14 т. Т. VIII: Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей / общ. ред., послесл. и коммент. Л. А. Сугай; сост. А. П. Полякова и П. П. Апрышко. М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012. С. 169–184.

20. Белый А. Собрание стихотворений. 1914. М.: Наука, 2014. 462 с.

21. Бенуа А. Н. Русское искусство XVIII–XIX веков. М.: Эксмо, 2004. 544 с.

22. Бертенсон Н. Анна Николаевна Есипова. Очерк жизни и деятельности. Л.: Муз-гиз, 1960. 168 с.

23. Брюсов В. Из книги «Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней» // Брюсов В. Собрание сочинений: в 7 т. Т. VI: Статьи и рецензии 1893–1912. Из книги «Далекие и близкие». М.: Художественная литература, 1975. С. 191–375.

24. Брюсова Н. О ритмических формах Скрябина // Труды и дни. 1913. № 1–2. С. 65–76.

25. Волошин М. Блики. Врубель // Волошин М. Искусство и искус. Эссе. СПб.: Лениздат, 2014. С. 127–129.

26. Воспоминания о С. В. Рахманинове: в 2 т. Т. II / ред.-сост. З. Апетян. Изд. 4‑е.
М.: Музыка, 1974. 576 с.

27. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / вступит. ст. Ю. Н. Подкопаевой. Изд. 2‑е. Л.: Искусство, 1976. 384 с.

28. Давыдова О. Модерн на высоте символизма или духовная дистанция жизни стиля // Символизм и модерн — феномены европейской культуры / ред.-сост. И. Светлов. М.: Спутник +, 2008. С. 43–63.

29. Иванов Вяч. Заветы символизма // Критика русского символизма: в 2 т. Т. II / сост. Н. А. Богомолов. М.: Олимп; АСТ, 2002. С. 73–89.

30. Иванов Вяч. Национальное и вселенское в творчестве Скрябина (Скрябин как национальный композитор) // А. Н. Скрябин. Человек. Художник. Мыслитель / сост. О. М. Томпакова. М.: Гос. мемориальный музей А. Н. Скрябина, 1994. С. 102–113.

31. Иванов Вяч. Скрябин (Речь на скрябинском концерте проф. А. Б. Гольденвейзера в студии-мастерской «Красный петух» 25 февраля 1919 г.) // А. Н. Скрябин. Человек. Художник. Мыслитель / сост. О. М. Томпакова. М.: Гос. мемориальный музей А. Н. Скрябина, 1994. С. 114–116.

32. Иванов Вяч. Чурлянис и проблема синтеза искусств // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4 т. Т. III. Брюссель: Foyer oriental chrétien, 1979. С. 147–170.

33. Иванов В. И., Гершензон М. О. Переписка из двух углов // Гершензон М. О. Избранное. Тройственный образ совершенства. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. С. 22–48.

34. Кандинский В. В. О духовном в искусстве // Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства: в 2 т. Т. I: 1901–1914. М.: Гилея, 2008. С. 104–170.

35. Каратыгин В. Молодые русские композиторы // Аполлон. 1910. № 11. С. 30–42.

36. Коган Г. М. Иосиф Гофман и его книга // Вопросы пианизма. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1968. С. 191–219.

37. Коган Г. М. Ферруччо Бузони. М.: Музыка, 1964. 192 с.

38. Коонен А. Г. Страницы жизни. 2‑е изд. М.: Искусство, 1985. 446 с.

39. Коровин К. А. М. А. Врубель // Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / вступит. ст. Ю. Н. Подкопаевой. Изд. 2‑е. Л.: Искусство, 1976. С. 228–251.

40. Кузмин М. А. О прекрасной ясности. Заметки о прозе // Критика русского символизма: в 2 т. / сост. Н. А. Богомолов. Т. II. М.: Олимп; АСТ, 2002. С. 412–418.

41. Кюи Ц. А. Избранные статьи / сост., автор, вступ. ст. и прим. И. Л. Гусин. Л.: Муз-гиз. 1952. 692 с.

42. Летопись жизни и творчества А. Н. Скрябина / сост. М. Пряшникова, О. Томпакова. М.: Музыка, 1985. 295 с.

43. Лонг М. За роялем с Дебюсси / пер. с фр. Ж. Грушанской. М.: Советский композитор, 1985. 157 с.

44. Маковский С. К. Врубель и Рерих // Маковский С. К. Силуэты русских художников. М.: Респу блика, 1999. С. 81–98.

45. Метерлинк М. Сокровище смиренных // Метерлинк М. Сокровище смиренных. Погребенный храм. Жизнь пчел. Самара: Агни, 2000. С. 12–111.

46. Метнер Э. Концерт Скрябина (Рецензия на концерт 16 февраля 1013) // Музыка. 1913. № 119. С. 162–163.

47. Ницше Ф. Казус Вагнер. Проблема музыканта / пер. с не м. Н. Полилова // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. / сост., ред. и авт. примеч. К. А. Свасьяна. Т. II. М.: Мысль, 1996. С. 525–555. (Философское наследие, Т. 126).

48. Оссовский А. В. С. В. Рахманинов // Воспоминания о С. В. Рахманинове: в 2 т. Т. I / ред.-сост. З. Апетян. Изд. 4‑е. М.: Музыка, 1974. С. 350–394.

49. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика-XXI. 2000. 400 с.

50. Сабанеев Л. Л. Мои встречи. «Декаденты» // Воспоминания о серебряном веке / сост. В. Крейд. М.: Респу блика, 1993. С. 343–353.

51. Сабанеев Л. Л. Скрябин. М.: Скорпион, 1916. IX, [7], 263, [11] с.

52. Сабанеев Л. Л. Скрябин и Рахманинов // Музыка. 1911. № 75. С. 390–395.

53. Сабанеев Л. Л. Современные течения в музы кальном искусстве // Музыка. 1910. № 4–5. С. 85–88.

54. Скрябин А. Н. Записи // Русские пропилеи: Материалы по истории русской мысли и литературы. Т. VI. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1919. С. 120–247.

55. Сугай Л. А. «Пусть читают меня те, кому я понятен и интересен...» // Белый А. Собрание сочинений: в 14 т. Т. VIII: Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей / общ. ред., послесл. и коммент. Л. А. Сугай; сост. А. П. Полякова
и П. П. Апрышко. М.: Респу блика; Дмитрий Сечин, 2012. С. 491–504.

56. Фридрих Г. Структура современной лирики. От Бодлера до середины двадцатого столетия. М.: Языки славянских культур, 2010. 344 с.

57. Хлебников В. Свояси // Хлебников В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. I: Литературная автобиография. Стихотворения 1904 — 1916 / сост., подготовка текста и примеч. Е. Р. Арензона и Р. В. Дуганова. 2‑е изд. М.: Дмитрий Сечин, 2013. С. 7–9.

58. Чинаев В. Арабески Невыразимого: Дебюсси, Малларме, символистский контекст // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 3. С. 38–59.

59. Чинаев В. П. По ту сторону романтизма. Стиль и фортепианное искусство Клода Дебюсси в контексте эпохи // Дебюсси и его время. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2012. С. 28–32.

60. Hanslik E. F ünf J ahre M usik, 1891–1895. K ritiken v on E duard H anslick. B erlin: Allgemeiner Verein für Deutsche Literatur, 1896. 402 S.

61. Jankélévitch V. La musique et l’ineffable. P.: Seuil, 1983. 194 p.

62. Nectoux J.-M. Harmonie en bleu et or. Debussy, la musique et les arts. P.: Fayard, 2005. 255 p.

63. Niemann W. Meister des Klaviers, die Pianisten der Gegenwart und der letzten Vergangenheit. Berlin: Schuster & Loeffler, 1919. 245 S.

64. Rеdon О. Confidences d’artiste // Rеdon О. A soi-mêmе. P.: José Corti, 2011. P. 9