Художественные революции в истории музыкальной культуры: авторская трактовка новых феноменов

Аннотация

Статья содержит наблюдения над общими процессами исторического развития музыкального искусства в Западной Европе и над терминологическими аспектами их теоретического осмысления. Автор предпринимает попытку прочертить эволюцию европейского музыкального мышления на протяжении последних десяти столетий, обращая внимание на так называемые переходные эпохи. 
Такие периоды привносят в исторический контекст изменение звукового облика мира, когда прогрессивно настроенные композиторы (а также музыкальные ученые) говорят о новых идеях в своей композиционной технике. При этом терминология, которой они пользуются, часто заимствуется у предыдущей парадигмы.

Использованная литература

1. Андреев А. Грегорианский хорал. М.: Музыка, 2004. 480 с.

2. Аноним. Краткое напоминание о пении тонов и псалмов // Н. И. Ефимова. Раннехристианское пение в Западной Европе VIIIX столетий. М.: Издательство Московского университета, 2004. С. IXLIX.

3. Арнольд Шенберг. Стиль и мысль. Статьи и материалы / сост., перев., коммент. Н. Власовой и О. Лосевой. М.: Композитор, 2006. 528 с.

4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. 2-е изд. / ред., вступит. статья и коммент. Е. М. Орловой. Л.: Музыка, 1971. 374 с.

5. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации. М.: Московская государственная консерватория, 1997. 571 с.

6. Барток Б. Проблема новой музыки // Музыка и время: мысли о современной музыке. М.: Советский композитор, 1970. С. 86–93.

7. Березовчук Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: ЛГИТМиК, 1986. С. 3–20.

8. Варез Э. Освобождение звука // К омпозиторы о современной композиции: Хрестоматия / сост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 7–17.

9. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.: Музыка, 1975. 143 с.

10. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984. 256 с.

11. Даллапиккола Л. О путях додекафонии // К омпозиторы о современной композиции: Хрестоматия / сост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 50–68.

12. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Э. Денисов. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники.

М.: Советский композитор, 1986. С. 90–111.

13. Зенкин К. Стравинский в контексте исторической смены парадигмы музыкального искусства // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 1 (32).

С. 34–53.

14. Исхакова С. Переломные эпохи как границы музыкально-исторических циклов // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 166–171.

15. Исхакова С. Соотношение восточного и западного в традиции cantus publicus XIIXIII веков // О бсерватория культуры. 2014. № 5. С. 66–72.

16. Калошина Г. Музыкальное искусство на переломе столетий: феномен «рубежности» // Искусство на рубежах веков: Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: РГК, Гефест, 1999. С. 94–107.

17. Карцовник В. О латинской литургической монодии и современной музыкально-исторической науке // Cantus planus–2002. Русская версия. Т. 1. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2004. С. 10–24.

18. Катунян М. И. Импровизация на основе basso continuo // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. М.: Московская консерватория, 2003. С. 131–147. (Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 37).

19. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976. 367 с.

20. Ксенакис Я. Кризис сериальной музыки // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / сост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 88–91.

21. Кузнецов И. К. О взаимодействии принципов контрапункта и гармонии в музыке Палестрины и Лассо // Русская книга о Палестрине. М.: Московская консерватория, 2002. С. 70–85. (Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 33).

22. Лобанова М. Николай Андреевич Рославец и культура его времени. СПб.: Петроглиф, 2011. 384 с.

23. Лобанова М. Теософ — теург — мистик — маг: Александр Скрябин и его время. СПб.: Петроглиф, 2012. 368 с.

24. Мартынов В. И. Казус Vita Nova. М.: Классика-XXI, 2010. 160 с.

25. Мартынов В. И. Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. 296 с.

26. Монтероссо Р. О некоторых ритмико-метрических проблемах в «Микрологе» Гвидо Аретинского // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире / ред.-сост. И. Барсова. М.: Композитор, 1997. С. 17–22. (Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 17).

27. Нестьев И. В. Аспекты музыкального новаторства // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. С. 11–29.

28. Онеггер А. О музыкальном искусстве: перев. с франц. / коммент. В. Н. Александровой, В. И. Бычкова. Л.: Музыка, 1979. 264 с.

29. Поспелова Р. Западная нотация ХI — Х IV веков. Основные реформы. М.: Композитор, 2003. 416 с.

30. Пуссёр А. Техника I: Ваш Фауст // К омпозиторы о современной композиции: Хрестоматия / сост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 162–187.

31. Пушкина Ю. В. Трактат Гвидо Аретинского «Микролог» в контексте музыкальной культуры Высокого Средневековья. Автореферат дис. ... канд. иск. М., 2009. 27 с.

32. Рославец Н. А. О себе и своем творчестве // Современная музыка. 1924. № 5. С. 132–138.

33. Стравинский И. Ф. Статьи и материалы. М.: Советский композитор, 1973. 525 с.

34. Холопова В. О теории Эрне Лендваи // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1972. С. 326–357.

35. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. С. 52–103.

36. Холопов Ю. Н. Категории тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. М.: Московская консерватория, 2002. С. 54–70. (Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 33).

37. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: Практика, аранжировка, реконструкция. Материалы научно-практической конференции. М.: Московская государственная консерватория, 1999. С. 11–46.

38. Холопов Ю. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита // Музыка и современность. Вып. 1. М.: Гос. муз. издат., 1962. С. 303–338.

39. Цареградская Т. В. Брайан Фернихоу: Очарование музыкального жеста // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 2 (17). С. 154–175.

40. Царлино Дж. Установления гармонии // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1966. С. 424–510.

41. Чигарева Е. Проблемы музыкального языка Белы Бартока в некоторых работах зарубежных музыковедов // Бела Барток: Сб. статей. М.: Музыка, 1977. С. 5–35.

42. Шевляков Е. Понятие и критерии «рубежа» в истории музыкальной культуры // Искусство на рубеже веков: Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, Гефест, 1999. С. 82–94.

43. Anderson J., Wilson Ch. Late 20th century // Harmony: [Электронный ресурс]. URL: http://nordan.daynal.org/wiki/index.php?title=Harmony (дата обращения: 28.05.2018).

44. Anderson N. D. Aspects of Early Major-Minor Tonality: Structural Characteristics of the Music of the Sixteenth and Seventeenth Centuries: Ph. D. Ohio State University, 1992. 128 р.

45. Apel W. Church Modes // Harvard Dictionary of Music. Harvard University Press, 2000. P. 165–168.

46. Apel W. History of Music // Harvard Dictionary of Music. Harvard University Press, 2000. P. 385–390.

47. Aribonis Scholastici Musica // M. Gerbert. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. Vol. 2. [St. Blasien]: Typis San-Blasianis, 1784. P. 197–229.

48. Atcherson W. Key and Mode in Seventeenth Century Music Theory // Journal of Music Theory. 1973. No. 17. P. 204–232.

49. Barnett G. Tonal Organization in Seventeenth-Century Music Theory // T he Cambridge History of Western Music Theory / e d. by T. Christensen. Cambridge University Press, 2002. P. 407–455.

50. Bent I. D., Hiley D., Bent M., Chew J. Notation // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. Vol. 13. London: Oxford University Press, 2001. P. 333–420.

51. Bernonis Augiensis Prologus in Tonarium // M. Gerbert Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. Vol. 2. [St. Blasien]: Typis San-Blasianis, 1784. P. 62–78.

52. Berger K. Concepts and Developments in Music Theory // European Music, 1520 — 1640 / e d. by J. Haar. Woodbridge: Boydell, 2006. P. 304–328.

53. Chord (music): [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Chord_(music) (дата обращения: 15.07.2018).

54. Choron A. E. Summary of the History of Music // Dictionary of Musicians from the Earliest Ages to the Present Time / transl. by J. Sainsbury. New York: Da Capo, 1966. P. V–IXXII.

55. Crocker R. L. A History of Musical Style. Mineola, NY: Dover, 1986. 554 p.

56. Guidonis Aretini Micrologus // Corpus scriptorum de musica. Vol. IV / e d. by J. Smits van Waesberghe. [Rome]: American Institute of Musicology, 1955. P. 79–234.

57. Dahlhaus C. Harmony: [Электронный ресурс]. URL: http://nordan.daynal.org/wiki/index.php?title=Harmony (дата обращения: 25.05.2018).

58. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel [u. a.]: Bärenreiter, 1968. 298 S.

59. Desmond K. Sicut in grammatical: Analogical Discourse in Chapter 15 of Guido’s Micrologus // The Journal of Musicology. Vol. 16. No. 4 (Autumn 1998) Р. 467–493.

60. Holladay R. L. The Musica Enchiriadis and Scolica Enchiriadis. A Translation and Commentary: Ph. D. Ohio State University, 1977. 260 p.

61. Hucbaldi Musica Enchiriadis // M. Gerbert Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. Vol. 1. [St. Blasien]: Typis San-Blasianis, 1784. P. 152–212.

62. Hyer B. Tonality // The Cambridge History of Western Music Theory / ed. by T. Christensen. Cambridge University Press, 2002. P. 726–752.

63. Johann de Muris Ars contrapuncti // S criptorum de musica medii aevi novam seriem a Gerbetina alteram <…> / ed. by E. Coussemaker Vol. 3. Paris: A. Durand et Pedone-Lauriel, 1869. P. 59–68.

64. Leeuw T. de. Music of the Twentieth Century: A Study of Its Elements and Structure. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2005. 223 p.

65. Lester J. Between Modes and Keys: German Theory, 1592–1802. Stuyvesant, NY: Pendragon, 1989. 240 р.

66. Lester J. Compositional Theory in the Eighteenth Century. Cambridge: Harward University Press, 1996. 357 p.

67. Lowinsky E. Tonality and Atonality in the Sixteenth-Century Music. Berkley and Los Angeles: University of California Press, 1961. 99 p.

68. Perle J. Serial Composition and Atonality: An Introduction to the Music of Schoenberg, Berg, and Webern. 4th ed., rev. Berkeley, CA: University of California Press, 1977. 158 р.

69. Picken L., Nickson N. Locational and Functional Names of Notes in Modal Note-Sets across Eurasia // Music from the Tang Court. Vol. 7: Some Ancient Connections Explored. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 100–184.

70. Powers H. Is Mode Real? Pietro Aron, the Octenary System, and Polyphony // Musical Theory in the Renaissance / e d. by C. C. Judd. New York: Routledge, 2016. P. 169–212.

71. Powers H. S. From Psalmody to Tonality // Tonal Structures in Early Music / ed. by C. Judd. New York: Garland, 1998. P. 275–340.

72. Powers H. S. Tonal Types and Modal Categories in Renaissance Polyphony // Journal of American Musicological Society. Vol. XXXIV (1981). P. 428–470.

73. Prosdocimo de Beldemandis Tractatus de contrapuncto // Scriptorum de musica medii aevi novam seriem a Gerbetina alteram / e d. by E. Coussemaker. Vol. 3. Paris: A. Durand et Pedone-Lauriel, 1869. P. 193–199.

74. Reese G. Music in the Middle Ages. New York: W. W. Norton, 1940. 502 p.

75. Ringer A. L. Melody // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. London: Oxford University Press, 2001. Vol. 16. P. 363–373.

76. Vlcek H. Manuscript Accidentals in the Music of Guillaume de Machaut. Vol. I. Submitted for PhD examination. London: Department of Music King’s College, 2002. 254 p.

77. Vos J., Meeûs F. De L’introduction de la diaphonie et la rupture de la tradition grégorienne au XI e siècle // Sacris erudiri. VII (1955). Bruges: L’Abbaye de Steenbrugge-Lez-Bruges, 1956. Р. 177–218.

78. Zarlino G. L’istituzioni armoniche <…>. [Venice: Franceschi, 1573] / a cura di S. Urbani: [Электронный ресурс]. URL: https://www.diastemastudiericerche.org/PDF/Zarlino_lock.pdf (дата обращения: 23.07.2018).