The article contains insights into the general processes of the historical development of musical art in Western Europe and into the terminological aspects of their theoretical reflection. The author takes an attempt to trace the evolution of the European musical thinking during the last ten centuries paying her attention to the so-called epochs of transition. These periods bring to the historical context change of the image of the sound world, when innovative composers (as well as music scholars) say about new ideas in their compositional technique. At the same time the terminology they use is often borrowed from previous paradigm.
1. Андреев А. Грегорианский хорал. М.: Музыка, 2004. 480 с.
2. Аноним. Краткое напоминание о пении тонов и псалмов // Н. И. Ефимова. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII—X столетий. М.: Издательство Московского университета, 2004. С. I–XLIX.
3. Арнольд Шенберг. Стиль и мысль. Статьи и материалы / с ост., перев., коммент. Н. Власовой и О. Лосевой. М.: Композитор, 2006. 528 с.
4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. 2-е изд. / ред., вступит. статья и коммент. Е. М. Орловой. Л.: Музыка, 1971. 374 с.
5. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации. М.: Московская государственная консерватория, 1997. 571 с.
6. Барток Б. Проблема новой музыки // Музыка и время: мысли о современной музыке. М.: Советский композитор, 1970. С. 86–93.
7. Березовчук Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: ЛГИТМиК, 1986. С. 3–20.
8. Варез Э. Освобождение звука // К омпозиторы о современной композиции: Хрестоматия / с ост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 7–17.
9. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.: Музыка, 1975. 143 с.
10. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984. 256 с.
11. Даллапиккола Л. О путях додекафонии // К омпозиторы о современной композиции: Хрестоматия / с ост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 50–68.
12. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Э. Денисов. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. С. 90–111.
13. Зенкин К. Стравинский в контексте исторической смены парадигмы музыкального искусства // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 1 (32). С. 34–53.
14. Исхакова С. Переломные эпохи как границы музыкально-исторических циклов // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 166–171.
15. Исхакова С. Соотношение восточного и западного в традиции cantus publicus XII–XIII веков // О бсерватория культуры. 2014. № 5. С. 66–72.
16. Калошина Г. Музыкальное искусство на переломе столетий: феномен «рубежности» // Искусство на рубежах веков: Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: РГК, Гефест, 1999. С. 94–107.
17. Карцовник В. О латинской литургической монодии и современной музыкально-исторической науке // Cantus planus–2002. Русская версия. Т. 1. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2004. С. 10–24.
18. Катунян М. И. Импровизация на основе basso continuo // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. М.: Московская консерватория, 2003. С. 131–147. (Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 37).
19. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976. 367 с.
20. Ксенакис Я. Кризис сериальной музыки // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / с ост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 88–91.
21. Кузнецов И. К. О взаимодействии принципов контрапункта и гармонии в музыке Палестрины и Лассо // Русская книга о Палестрине. М.: Московская консерватория, 2002. С. 70–85. (Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 33).
22. Лобанова М. Николай Андреевич Рославец и культура его времени. СПб.: Петроглиф, 2011. 384 с.
23. Лобанова М. Теософ — теург — мистик — маг: Александр Скрябин и его время. СПб.: Петроглиф, 2012. 368 с.
24. Мартынов В. И. Казус Vita Nova. М.: Классика-XXI, 2010. 160 с.
25. Мартынов В. И. Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. 296 с.
26. Монтероссо Р. О некоторых ритмико-метрических проблемах в «Микрологе» Гвидо Аретинского // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире / ред.-сост. И. Барсова. М.: Композитор, 1997. С. 17–22. (Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 17).
27. Нестьев И. В. Аспекты музыкального новаторства // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. С. 11–29.
28. Онеггер А. О музыкальном искусстве: перев. с франц. / коммент. В. Н. Александровой, В. И. Бычкова. Л.: Музыка, 1979. 264 с.
29. Поспелова Р. Западная нотация ХI — Х IV веков. Основные реформы. М.: Композитор, 2003. 416 с.
30. Пуссёр А. Техника I: Ваш Фауст // К омпозиторы о современной композиции: Хрестоматия / с ост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 162–187.
31. Пушкина Ю. В. Трактат Гвидо Аретинского «Микролог» в контексте музыкальной культуры Высокого Средневековья. Автореферат дис. ... канд. иск. М., 2009. 27 с.
32. Рославец Н. А. О себе и своем творчестве // Современная музыка. 1924. № 5. С. 132–138.
33. Стравинский И. Ф. Статьи и материалы. М.: Советский композитор, 1973. 525 с.
34. Холопова В. О теории Эрне Лендваи // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1972. С. 326–357.
35. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. С. 52–103.
36. Холопов Ю. Н. Категории тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. М.: Московская консерватория, 2002. С. 54–70. (Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 33).
37. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: Практика, аранжировка, реконструкция. Материалы научно-практической конференции. М.: Московская государственная консерватория, 1999. С. 11–46.
38. Холопов Ю. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита // Музыка и современность. Вып. 1. М.: Гос. муз. издат., 1962. С. 303–338.
39. Цареградская Т. В. Брайан Фернихоу: Очарование музыкального жеста // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 2 (17). С. 154–175.
40. Царлино Дж. Установления гармонии // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1966. С. 424–510.
41. Чигарева Е. Проблемы музыкального языка Белы Бартока в некоторых работах зарубежных музыковедов // Б ела Барток: Сб. статей. М.: Музыка, 1977. С. 5–35.
42. Шевляков Е. Понятие и критерии «рубежа» в истории музыкальной культуры // Искусство на рубеже веков: Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, Гефест, 1999. С. 82–94.
43. Anderson J., Wilson Ch. Late 20th century // Harmony: [Электронный ресурс]. URL: http://nordan.daynal.org/wiki/index.php?title=Harmony (дата обращения: 28.05.2018).
44. Anderson N. D. Aspects of Early Major-Minor Tonality: Structural Characteristics of the Music of the Sixteenth and Seventeenth Centuries: Ph. D. Ohio State University, 1992. 128 р.
45. Apel W. Church Modes // Harvard Dictionary of Music. Harvard University Press, 2000. P. 165–168.
46. Apel W. History of Music // Harvard Dictionary of Music. Harvard University Press, 2000. P. 385–390.
47. Aribonis Scholastici Musica // M. Gerbert. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. Vol. 2. [St. Blasien]: Typis San-Blasianis, 1784. P. 197–229.
48. Atcherson W. Key and Mode in Seventeenth Century Music Theory // Journal of Music Theory. 1973. No. 17. P. 204–232.
49. Barnett G. Tonal Organization in Seventeenth-Century Music Theory // T he Cambridge History of Western Music Theory / e d. by T. Christensen. Cambridge University Press, 2002. P. 407–455.
50. Bent I. D., Hiley D., Bent M., Chew J. Notation // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. Vol. 13. London: Oxford University Press, 2001. P. 333–420.
51. Bernonis Augiensis Prologus in Tonarium // M. Gerbert Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. Vol. 2. [St. Blasien]: Typis San-Blasianis, 1784. P. 62–78.
52. Berger K. Concepts and Developments in Music Theory // European Music, 1520 — 1640 / e d. by J. Haar. Woodbridge: Boydell, 2006. P. 304–328.
53. Chord (music): [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Chord_(music) (дата обращения: 15.07.2018).
54. Choron A. E. Summary of the History of Music // Dictionary of Musicians from the Earliest Ages to the Present Time / transl. by J. Sainsbury. New York: Da Capo, 1966. P. V–IXXII.
55. Crocker R. L. A History of Musical Style. Mineola, NY: Dover, 1986. 554 p.
56. Guidonis Aretini Micrologus // Corpus scriptorum de musica. Vol. IV / e d. by J. Smits van Waesberghe. [Rome]: American Institute of Musicology, 1955. P. 79–234.
57. Dahlhaus C. Harmony: [Электронный ресурс]. URL: http://nordan.daynal.org/wiki/index.php?title=Harmony (дата обращения: 25.05.2018).
58. Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel [u. a.]: Bärenreiter, 1968. 298 S.
59. Desmond K. Sicut in grammatical: Analogical Discourse in Chapter 15 of Guido’s Micrologus // The Journal of Musicology. Vol. 16. No. 4 (Autumn 1998) Р. 467–493.
60. Holladay R. L. The Musica Enchiriadis and Scolica Enchiriadis. A Translation and Commentary: Ph. D. Ohio State University, 1977. 260 p.
61. Hucbaldi Musica Enchiriadis // M. Gerbert Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. Vol. 1. [St. Blasien]: Typis San-Blasianis, 1784. P. 152–212.
62. Hyer B. Tonality // The Cambridge History of Western Music Theory / ed. by T. Christensen. Cambridge University Press, 2002. P. 726–752.
63. Johann de Muris Ars contrapuncti // S criptorum de musica medii aevi novam seriem a Gerbetina alteram <…> / ed. by E. Coussemaker Vol. 3. Paris: A. Durand et Pedone-Lauriel, 1869. P. 59–68.
64. Leeuw T. de. Music of the Twentieth Century: A Study of Its Elements and Structure. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2005. 223 p.
65. Lester J. Between Modes and Keys: German Theory, 1592–1802. Stuyvesant, NY: Pendragon, 1989. 240 р.
66. Lester J. Compositional Theory in the Eighteenth Century. Cambridge: Harward University Press, 1996. 357 p.
67. Lowinsky E. Tonality and Atonality in the Sixteenth-Century Music. Berkley and Los Angeles: University of California Press, 1961. 99 p.
68. Perle J. Serial Composition and Atonality: An Introduction to the Music of Schoenberg, Berg, and Webern. 4th ed., rev. Berkeley, CA: University of California Press, 1977. 158 р.
69. Picken L., Nickson N. Locational and Functional Names of Notes in Modal Note-Sets across Eurasia // Music from the Tang Court. Vol. 7: Some Ancient Connections Explored. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 100–184.
70. Powers H. Is Mode Real? Pietro Aron, the Octenary System, and Polyphony // Musical Theory in the Renaissance / e d. by C. C. Judd. New York: Routledge, 2016. P. 169–212.
71. Powers H. S. From Psalmody to Tonality // Tonal Structures in Early Music / ed. by C. Judd. New York: Garland, 1998. P. 275–340.
72. Powers H. S. Tonal Types and Modal Categories in Renaissance Polyphony // Journal of American Musicological Society. Vol. XXXIV (1981). P. 428–470.
73. Prosdocimo de Beldemandis Tractatus de contrapuncto // Scriptorum de musica medii aevi novam seriem a Gerbetina alteram / e d. by E. Coussemaker. Vol. 3. Paris: A. Durand et Pedone-Lauriel, 1869. P. 193–199.
74. Reese G. Music in the Middle Ages. New York: W. W. Norton, 1940. 502 p.
75. Ringer A. L. Melody // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. London: Oxford University Press, 2001. Vol. 16. P. 363–373.
76. Vlcek H. Manuscript Accidentals in the Music of Guillaume de Machaut. Vol. I. Submitted for PhD examination. London: Department of Music King’s College, 2002. 254 p.
77. Vos J., Meeûs F. De L’introduction de la diaphonie et la rupture de la tradition grégorienne au XI e siècle // Sacris erudiri. VII (1955). Bruges: L’Abbaye de Steenbrugge-Lez-Bruges, 1956. Р. 177–218.
78. Zarlino G. L’istituzioni armoniche <…>. [Venice: Franceschi, 1573] / a cura di S. Urbani: [Электронный ресурс]. URL: https://www.diastemastudiericerche.org/PDF/Zarlino_lock.pdf (дата обращения: 23.07.2018).