В статье предпринимает ся попытка осмысления знаменитой бодлеровской «концепции соответствий» в аспекте актуальной для романтиков проблемы синтеза искусств. Соответствия, по Бодлеру, возникают между отвлеченными от объектов свойствами окружающего мира, которые поэт наделяет статусом знаков. Автор статьи моделирует алгоритм превращения этих знаков в символы в сознании художника; показывает возможные следствия, важнейшее из которых — «конвертируемость» пространственных и временных характеристик, имманентных по природе различным свойствам реальности. Примером в текстах Бодлера служит временно`е переживание цвета в живо писи, на основании которого выстраивают ся сущностные соответствия между музыкой и живо писью. Идеалом живо писи, допускающей такие соответствия, выступает для поэта искусство Делакруа, чьи новации в области выразительных средств Бодлер характеризует понятием «музы кальность», тогда как более частные, собственно музы кальные категории (мелодия, гармония, аккорд) поэт сопоставляет с конкретными аспектами художественной системы мастера.
1. Бибиков В. И. Три портрета: Стендаль. Флобер. Бодлер. СПб.: тип. Л. Бермана и Г. Рабиновича, 1890. [4], IV, [4], 241 с.
2. Вентури Л. Художники нового времени / пер. с итал. Л. М. Бродской; вступ. статья И. А. Доронченкова. СПб.: Азбука-классика, 2007. 352 с. (Художник и знаток).
3. Виппер Б. Проблема времени в изобразительном искусстве // 50 лет Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина / ред. Б. Р. Виппер. М.: Изд-во Академии художеств, 1962. С. 134–150.
4. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: В. Шевчук, 2014. 360 с.
5. Гаске Ж. Сезанн (фрагмент из книги) // Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников / пер. с франц., сост., вступ. статья, примеч. Н. В. Яворской. М.: Искусство, 1972. С. 270–281.
6. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2 т. Т. II, ч. 3. Система отдельных искусств / пер. с нем.: Б. С. Чернышев, П. С. Попов, Ю. Н. Попов, А. М. Михайлов; том сверен А. П. Огурцовым и Ю. Н. Поповым. Изд. 2-е, стереотип. СПб.: Наука, 2007. 604 с. (Слово о сущем. Том 31).
7. Гёте И. В. Изречения в прозе / пер. с нем. 2-е изд. СПб.: В. Л. Берман, 1888. 147 с. (Европейская библиотека).
8. Гриненко Г. В. Знак // Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH016ac76ebd6e297504ddf56a (дата обращения: 21.02.2018).
9. Гуревич П. С. Сведенборг // Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01f008050290bbc32ef2ffef (дата обращения: 21.02.2018).
10. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках / пер. с франц., вступ. статья и комментарий В. Прокофьева. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. 282 c.
11. Денисов В. С., Глазова М. В. Восприятие цвета. М.: Эксмо, 2008. Часть I. 171 с. (Образовательный стандарт XXI).
12. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870–1900. М.: Изобразительное искусство, 1994. 272 с.
13. Лапин А. Плоскость и пространство, или жизнь квадратом. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Изд. Л. Гусев и Л. Сидоренко, 2008. 176 с.
14. Новосёлов М. М. Атрибут // Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01fe1310925a9eb1a12b1bfd (дата обращения: 21.02.2018).
15. Попов П. С. Состав и генезис «Философии искусства» Шеллинга // Шеллинг Ф. В. Философия искусства / пер. П. С. Попова под общей ред. М. Ф. Овсянникова; примеч. А. В. Михайлова. СПб.: Алетейя (при участии фонда «Университетская книга»), 1996. С. 5–18.
16. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде [пер. с лат. А. Н. Аксакова]. Киiв: Украïна, 1993. 336 c.
17. Сидоров-Дорсо А. Синестезия — что это? // Синестезия. Все чувства мира. Сайт российского синестетического сообщества [The Russian Synaesthesia Community’s site]. URL: http://www.synaesthesia.ru/whatis.html (дата обращения: 21.02.2018).
18. Сталь Ж. де. Коринна, или Италия / пер. с фр. и коммент. М. Н. Черневич. М.: Эксмо, 2014. 650 с. URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=1031323 (дата обращения: 21.02.2018).
19. Фонова Е. Г. Восприятие Ш. Бодлера во Франции, Бельгии и России в эпоху символизма: дисс.... канд. филологических наук: 10.01.03 [Место защиты: Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН]. М., 2009. 278 с.
20. Шеллинг Ф. В. Философия искусства / пер. с нем. П. С. Попова, под общей ред. М. Ф. Овсянникова; вступ. статья П. С. Попова; примеч. А. В. Михайлова. СПб.: Алетейя (при участии фонда «Университетская книга»), 1996. 496 с.
21. Baudelaire Ch. Au-delà du romantisme. Écrits sur l’art. Paris: GF Flammarion, 1998. 343 p.
22. Baudelaire Ch. Critique d’art; suivi de Critique musicale / édition établie par Claude Picbois; présentation de Claire Brunet. Paris: Gallimard, 2011. 758 p. (Folio Essais, 183).
23. Bondeville M. E. Eugène Delacroix musicien, critique musical, professeur de composition // Séance Publique Annuelle de l’Académie des Beaux-Arts du 30 Octobre 1963. (En avantpage de titre: “Hommage à Eugène Delacroix à l’occasion du 100e anniversaire de sa mort, mercredi 30 octobre 1963, 15 heures”). Paris: Firmin-Didot, 1963. 12 p. URL: http://bondeville.pagesperso-orange.fr/Discours/delacroix63.htm (дата обращения: 21.02.2018).
24. Delacroix Eug. Dictionnaire des beaux arts / reconstitution et édition par Anne Larue. Paris: Hermann, Éditeurs des sciences etdes arts, 1996. 212 p. (Collection savoir: sur l’art).
25. Delacroix Eug. Journal, 2 volumes / nouvelle édition intégrale établie par Michèle Hannoosh. Paris: José Corti, 2009. 2519 p.
26. Estay Stange V. La musicalité dans les arts: une configuration transversale du sensible // Littérature.Paris: Armand Colin, 2011. № 3 (163). P. 32–50. URL: https://www.cairn.info/revue-litterature-2011-3-page-32.htm (дата обращения: 21.02.2018).
27. Mauclair C. La peinture musicienne et la fusion des arts // Revue politique et littéraire: Revue Bleue. 1902. No. 10 (6 septembre). P. 297–303. (Quatrième série. Tome XVIII: 39e année — 2e semestre: 1er juillet au 31 décembre 1902 [Numéro 1: 5 juillet 1902 —
Numéro 26: 27 décembre 1902] / Fondateur: Eugène Yung; Directeur: M. Félix Dumoulin).
28. Redon O. À soi-même. Journal. 1867–1915. Notes sur la vie, l’art et les artistes. Paris: Librairie José Corti, 2000. 189 p.
29. Sénancour É. P. de. Obermann / Étienne Pivert de Sénancour; avec une préface de [Charles Augustin de] Saint-Beuve. Deuxième Édition. Tome premier. Paris: À la librairie d’Abel Ledoux, Quai des Augustins, № 37, MDCCCXXXIII [1833]. 408 p.