Культура Нюй-шу в Симфонии Тань Дуня

Аннотация

В 2013 году Тань Дунь создал одно из своих самых «представительных» сочинений — симфонию для 13 видеоэпизодов, арфы и оркестра «Нюй-шу: тайные женские песни». Нюй-шу — единственная существующая в мире женская письменность, распространенная в уезде Цзянгён провинции Хунань (Китай), которая является  нематериальным культурным наследием человечества, признанным ЮНЕСКО. Происхождение письменности Нюй-шу до сих пор не установлено. Тань Дунь в процессе  работы обнаружил, что Нюй-шу, помимо каллиграфии и вышивки, включает в себя   и песни. Из более чем 200 часов видеоматериала, отснятого композитором в процессе исследования, он затем смонтировал 13 видеоэпизодов, вошедших в Симфонию.  Видеозаписи, запечатлевшие народных исполнительниц, позволяют реализовать  произведение в его максимальной подлинности. В стремлении сохранить народную  музыку композитор избегал развитых аккомпанементов оркестра. В статье рассмотрено  содержание каждой части произведения, характер тематизма и его ладовая организация, опирающаяся на китайские народные лады, определена специфика оркестровых  средств, в том числе звукоизобразительность. Охарактеризована композиция цикла   в целом, отмечена группа повторяющихся музыкальных тем и тематическое обобщение в финальной части. Тань Дунь считает, что Нюй-шу является своего рода мировой культурой, и стремится передать ее во все части мира.

Использованная литература
  1. Дай Юй. Элементы традиционной культуры в Новой китайской музыке «периода открытости»: Автореферат дис. … канд. искусствоведения. Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, 2017. 24 с.
  2. Ло Синьцзе. Принципы отражения китайской национальной культуры в творчестве Тань Дуня // Музыковедение. 2022. № 3. С. 38–43.
  3. Пэн Чэн. Ладовая система китайской музыки и ее претворение в творчестве композиторов XX века: Дис. … канд. искусствоведения. Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, 2011. 301 с.
  4. Сергеева Т. С. Мультимедийные эксперименты в творчестве Тан Дуна как новый синтез искусств // Музыка. Искусство, наука, практика. 2018. № 2. С. 81–87.
  5. Юнусова В. Сохранение музыкального наследия как тенденция развития современных культур Азии // Музыка народов мира: проблемы изучения: Материалы VIII Международной научной конференции «Музыка народов мира. Проблемы изучения: сохранение культурного наследия», посвященной 150-летию со дня рождения А. В. Затаевича (Москва, 11–12 октября 2019 года) / ред.-сост. В. Е. Недлина, В. Н. Юнусова, А. В. Харуто. Алматы: Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, 2021. С. 9–15.
  6. Юнусова В. Н. Видеоряд в мультимедийных проектах Тань Дуня // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 1 (42). С. 33–41.
  7. 谭盾女书让我重新认识女性 [Тань Дунь: Нюй-шу помогла мне по-новому узнать женщин] // 北京日报 [Ежедневный Пекин]. 14.09.2020. URL: http://www.wenming.cn/wmzh_pd/rw/rwdt/201405/t20140521_1956416.shtml (дата обращения: 24.10.2022).
  8. 程征 [Чэн Чжэн]. 论谭盾从"地图""女书"的音乐回归之路 [О возвращении музыки Тань Дуня из «Карты» в «Нюй-шу»] // 黄河之声 [Голос Хуанхэ]. 2014.  12. C. 2223.
  9. 陈晨 [Чен Чен]. 谭盾:用音乐探源女书 [Тань Дунь: Исследование источника «Нюй-шу» с помощью музыки]. 东方早报 [The Oriental Morning Post]. 20.01.2021. URL: http://cul.qq.com/a/20131009/009070.htm (дата обращения: 24.10.2022).
  10. 邓军 [Дэн Цзюнь]. """故事"——评谭盾《女书:女人的秘密之歌》(为微电影、竖琴和乐队而作)及其艺术观 [«Форма» и «история»: о сочинении Тань Дуня «Нюй-шу: тайные песни женщин» для микрофильмов, арфы и оркестра и о его художественном замысле]. 天津音乐学院学报 [Журнал Тяньцзинской консерватории]. 2015. № 1. С. 118–121.
  11. Foster N. Translating Nüshu: Drawing Nüshu, Dancing Nüshu // Art in Translation. Vol. 11 (2019). Issue 4. Р. 393–416. https://doi.org/10.1080/17561310.2019.1690294.
  12. Nu Shu: The Secret Songs of Women // Official website of Tan Dun. 20.01.2021. URL: http://tandun.com/composition/Nü-shu-the-secret-songs-of-women/ (дата обращения: 24.10.2022).