Между «музыкальной формой» и «анализом музыкальных произведений». Учение Г. Л. Катуара о музыкальной форме

Аннотация

Последняя, неоконченная книга Г. Л. Катуара — «Музыкальная форма» — была завершена и выпущена в свет его учениками. Один из них, Л. А. Мазель,  стал основоположником нового курса —  «Анализ музыкальных произведений», — который заменил в советских консерваториях прежнюю «Музыкальную форму». Однако этот курс в известной  степени восходит к идеям Катуара, которые получили в концепции Мазеля своеобразное преломление. Катуар, в отличие от своих предшественников А. Б. Маркса и Х. Римана, писал не учебник практической композиции, а теоретическое исследование. «Строение музыкальных произведений» Мазеля также не  ставит себе практических композиционных задач. В книге Мазеля влияние Катуара прослеживается прежде всего в принципах систематики форм. Как и Катуар, во главу угла он  ставит  структурный принцип, в котором, однако, не так последовательно, как у Катуара, понимается ведущее начало фактора метрической симметрии. Если Катуар  ставит своей задачей найти законы  строения музыкальной композиции, то Мазель — описать и перечислить наиболее часто встречающиеся ее свойства.

Использованная литература
  1. Бусслер Л. Учебник форм инструментальной музыки, изложенный в 33 задачах / пер. с не м. Н. Кашкина и С. Танеева. М.: П. Юргенсон, 1884. VIII, 186 с.
  2. Власова Е. Н. Я. Мясковский в переписке с Б. В. Асафьевым // Научный вестник Московской консерватории. 2017. № 4. С. 92–107.
  3. Катуар Г. Музыкальная форма. Ча сть I: Метрика / под ред. Д. Кабалевского, Л. Мазеля и Л. Половинкина. М.: Музгиз, 1934. 107 с.
  4. Катуар Г. Музы кальная форма. Ча сть II / под ред. Д. Кабалевского и Л. Мазеля. М.: Музгиз, 1936. 52 с.
  5. Мазель Л. Строение музы кальных произведений. 2-е изд. М.: Музыка, 1979. 534 с.
  6. Праут Э. Музы кальная форма / пер. с англ. С. Л. Тол стого. 2-е изд. М.: П. Юргенсон, 1917. 208 с.
  7. Праут Э. Прикладные формы: Продолжение «Музы кальной формы» / пер. со 2-го англ. изд. М. Ю. Славинского. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, [1910]. XII, 282 с.
  8. Riemann H. Große Kompositionslehre: 3 Bde. Bd. 1: Der homophone Satz. Berlin; Stuttgart: W. Spemann, 1902; Bd. 2: Der polyphone Satz. Berlin; Stuttgart: W. Spemann, 1903; Bd. 3: Der Orchestersatz und der dramatische Gesangstil. Stuttgart: W. Spemann, 1913. 531, 446, 246 S.