Статья продолжает серию исследований по истории международного научного сотрудничества музыковедов в 1930-е — 1940-е годы. Раскол немецкой науки после 1933 года привел к образованию в профессиональных кругах враждующих групп. Общение представителей этих групп между собой прекратилось даже в рамках деятельности Международного музыковедческого общества (IMS), продолжившего свою работу и в годы Второй мировой войны. Усилиями ряда ученых, принявших на себя роль посредников, музыковедам удалось сохранить возможности международного обмена информацией (хотя и осуществлявшегося теперь, как правило, не прямым путем). А поскольку личные встречи были затруднены или вовсе невозможны, основной объем общения ушел в переписку. Изучение корреспонденции музыковедов военных лет, — и прежде всего, эпистолярного наследия столь крупных медиаторов мировой науки, как Кнуд Йеппесен (Дания), Ижини Англес (Испания), Жак Гандшин (Швейцария), — позволяет исследовать механизмы, благодаря которым наши предшественники и в годы потрясений смогли сохранить — пусть даже сильно сузившееся и внутренне трансформированное — единое интернациональное коммуникативное пространство музыкальной науки.
1. Князева Ж. В. Жак Гандшин и Международное музыковедческое общество. Несколько размышлений в связи с конгрессами 1920–1940-х годов // Научный вестник Московской консерватории. Том 14. Выпуск 4 (декабрь 2023). С. 750–771. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2023.55.4.05.
2. Князева Ж. В. Жак Гандшин и первые послевоенные собрания Международного музыковедческого общества. По материалам переписки ученого // Научный вестник Московской консерватории. Том 14. Выпуск 2 (июнь 2023). С. 366–385. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2023.53.2.05.
3. Князева Ж. В. Из истории одной исчезнувшей диссертации // Opera Musicologica. 2011. № 1 (7). С. 40–76. http://old.conservatory.ru/files/OM_07_Knyazeva_full.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
4. Князева Ж. В. К истории нескольких несостоявшихся защит в Базеле. Из переписки Жака Гандшина с Густавом Ризом, Карлом-Алланом Мобергом, Хайнрихом Бесселером // Научный вестник Московской консерватории. Том 9. Выпуск 2 (июнь 2018). С. 66–81. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2018.33.2.03.
5. Князева Ж. В. Манфред Букофцер, Пауль Захер и базельский ординариат // Научный вестник Московской консерватории. Том 10. Выпуск 4 (декабрь 2019). С. 162–193.
https://doi.org/10.26176/mosconsv.2019.39.4.006.
6. Князева Ж. В. Музыковеды о политике. Жак Гандшин и Ижини Англес: из писем 1930-х годов // Новые документы по истории искусствознания: ХХ век. Вып. 1: 1920-е — 1930-е годы / ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: Петрополис, 2017. С. 59–83. https://artcenter.ru/wp-content/uploads/2013/10/Сборник_Князевой-Итог2.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
7. Князева Ж. В. Преображенский, Гандшин и помощь русским ученым в начале 1920-х годов // Opera Musicologica. 2013. № 4. С. 101–112. http://old.conservatory.ru/files/OM_18_Kniazeva_full.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
8. Князева Ж. В. Новые документы к истории европейско-американских диалогов послевоенного музыковедения. Лео Шраде, Жак Гандшин, Армен Карапетян // Новые документы по истории искусствознания: ХХ век. Вып. 2: 1940-е — 1960-е годы / ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: Петрополис, 2018. С. 41–86. https://artcenter.ru/wp-content/uploads/2019/06/Новые_документы2.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
9. Князева Ж. В. Новые документы к истории международного музыковедческого конгресса 1939 года в Нью-Йорке. Из переписки ученых // Научный вестник Московской консерватории. Том 9. Выпуск 3 (сентябрь 2018). С. 144–155. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2018.34.3.05.
10. Князева Ж. В. Ученые о послевоенной реформе Международного музыковедческого общества // Научный Вестник Московской консерватории. Том 14. Выпуск 3 (сентябрь 2023). С. 516–527. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2023.54.3.07.
11. Князева Ж. В., Молина Морено Ф. По страницам западной корреспонденции Жака Гандшина: Ижини Англес // Временник Зубовского института. 2019. Вып. 1 (24). С. 39–61. https://artcenter.ru/wp-content/uploads/2019/05/Vremennik_2019_0124.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
12. Майер Ф. М. Различная критика функциональной гармонии: Роберт Лахман и Жак Гандшин // Временник Зубовского института. 2024. Вып. 2 (45). С. 23–38. https://artcenter.ru/wp-content/uploads/2024/07/Vremennik_2024_0245_c.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
13. Майер Ф. М. Эрнст Роберт Курциус, Жак Гандшин и их книги 1948 года // Новые документы по истории искусствознания. ХХ век. Вып. 2: 1940-е — 1960-е годы / ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: Петрополис, 2018. С. 87–115. https://artcenter.ru/wp-content/uploads/2019/06/Новые_документы2.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
14. Хольме Т. Что же такое корреспонденция? Страницы эпистолярного наследия Кнуда Йеппесена / Holme Th. What is the correspondence actually? – the different pages of Knud Jeppesen // Новые документы по истории искусствознания. Вып. 3: Эпистолярные памятники в искусствознании: задачи и перспективы исследования / ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: Петрополис, 2021. C. 21–61. https://artcenter.ru/wp-content/up-loads/2021/06/Novie_doc_Istoria_Iskusstvosnania_T3.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
15.Finscher L. Blume, Friedrich // MGG Online. 2000. https://www.mgg-online.com/article?id=mgg01678.
16. Handschin J. Das Zeremonienwerk Kaiser Konstantins und die sangbare Dichtung. Basel: Buchdruckerei Friedrich Reinhardt, 1942. 112 S.
17. Handschin J. Der Toncharakter. Eine Einführung in die Tonpsychologie. Zürich: Atlantis, 1948. 436 S.
18. Handschin J. Musikgeschichte im Überblick. Luzern: Räber, 1948. 423 S.
19. Heinrich Besseler und Jacques Handschin. Briefe 1925 bis 1954. Kommentierte Ausgabe / hrsg. von J. Büchler, Th. Schipperges. München: edition text + kritik, 2023. XII, 382 S.
20. Holme Hansen Th. Knud Jeppesen // The History of the International Musicological Society (1927–2017) / ed. by D. Baumann and D. Fabris. Kassel: Bärenreiter, 2017. P. 50–57.
21. Kirnbauer M., Zimmermann H. «Wissenschaft in keimfreier Umgebung»? Musikforschung in Basel 1900–1960 // Musikwissenschaft – eine verspätete Disziplin? Die akademische Musikforschung zwischen Fortschrittsglauben und Modernitätsverweigerung / hrsg. von A. Gerhard. Stuttgart: J. B. Metzler. S. 321–346.
22. Kniazeva J. Jacques Handschin in Russland: Die neu aufgefundenen Texte / hrsg.von M. Kirnbauer und U. Mosch. Basel: Schwabe, 2011. 1045 S. (Resonanzen: Basler Publikationen zur älteren und neueren Musik. Bd. 1).
23. Libin L. Otto Gombosi’s Correspondence at the University of Chicago // Historical Musicology: Sources, Methods, Interpretations / ed. by St. A. Crist, R. M. Marvin. University of Rochester Press, 2004. P. 388–413. (Eastman Studies in Music. Vol. 28).
24. Phleps Th. Ein stiller, verbissener und zäher Kampf um Stetigkeit – Musikwissenschaft in NS-Deutschland und ihre vergangenheitspolitische Bewältigung: Referate der Tagung Schloss Engers (8. bis 11. März 2000) // Musikforschung – Nationalsozialismus – Faschismus / hrsg.von I. v. Foerster, Chr. Hust und Chr.-H. Mahling. Mainz: Edition Are, 2001. S. 471–488.
25. Potter P. M. Blume, Friedrich // Grove Music Online. 2001. https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.03314.
26. Potter P. M. Die deutscheste der Künste. Musikwissenschaft und Gesellschaft von der Weimarer Republik bis zum Ende des Dritten Reichs. Stuttgart: Clett-Kotta, 2000. 415 S.
27. Sieb R. Der Zugriff der NSDAP auf die Musik. Zum Aufbau von Organisationsstrukturen für die Musikarbeit in den Gliederungen der Partei: Dissertation. Osnabrück: Universität
Osnabrück, 2007. 213 S.
28. The History of the International Musicological Society (1927–2017) / ed. by D. Baumann and D. Fabris. Kassel: Bärenreiter, 2017. 167 p.
29. Widmer U. Reise an den Rand des Universums. Zürich, Diogenes, 2013. 346 S.