«Музыка картины» в интерпретации Эжена Делакруа и его почитателей: философско-эстетическое обоснование и средства воплощения

Аннотация

Музыкальность изобразительного искусства — одна из самых привлекательных искусствоведческих тем, затрагивающих проблематику синтеза и взаимодействия искусств. Проявляясь de facto уже в композициях художников барокко, музыкальность была осмыслена как эстетико-философская категория в эпоху романтизма, причем, как известно, в первую очередь немецкими мыслителями. Тем не менее, французский романтизм дал не менее убедительные варианты интерпретации данного феномена: как в теории (Шарлем Бодлером), так и на практике (Эженом Делакруа). Несмотря на то, что, согласно общепринятым представлениям, Делакруа не создал собственной школы, его новации повлияли на мастеров-современников и художников последующего поколения. Настоящая статья посвящена, во-первых, эстетическим и философским принципам, которые были сформулированы Бодлером и Делакруа в связи с живописью последнего и которые конституируют само бытие феномена музыкальности живописи. Во-вторых, в фокусе внимания находится особая техника письма, помогающая романтику достигать качества музыкальности. Составляющие этой техники: новаторское понимание функции мазка и штриха; работа с валёрами; специфические методы раскрытия композиционных, структурных и экспрессивных возможностей колорита. Каждое из перечисленных выразительных средств интерпретируется в диалектике его конструктивных и спонтанных интенций, позволяющей Делакруа оригинально формировать зрительское время реципиента. Ощущение взаимного перетекания и растворения линий и цветовых областей, их векторной устремленности друг в друга заставляет постепенно следить взглядом за их следованием в определенном направлении; тем самым актуализуется психологический эффект дления, становления, естественный при прослушивании музыки. Именованием подобного эффекта в текстах Бодлера служит метафора «мелодия колорита», тогда как мазки, штрихи, линии и пятна, понятые как артикулированные целостности, заслуживают уподобления нотам и аккордам, «тяготеющим» друг в друга по принципу дополнительных цветов и «правилу трех тонов», открытому Делакруа.

Искания художника-романтика в сфере музыкальности живописи продолжили два не схожих мастера: Винсент Ван Гог, обостривший экспрессию векторно устремленных мазков, и Одилон Редон, чьи произведения рождались спонтанно, наподобие музыкальных импровизаций. В статье раскрываются особенности интерпретации Ван Гогом и Редоном музыкальности стиля Делакруа. Оба художника называли картины Делакруа «симфониями», подразумевая слаженное целое, выстроенное по законам цветовой гармонии, своего рода «со-звучание» цветов. Автор статьи стремится показать, какими путями Ван Гог и Редон создают подобные «симфонии».

Использованная литература

1. Азио Д. Ван Гог / п ер. с франц., предисл., коммент. В. Зайцева, вступ. ст. Н. Семеновой. М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2012, 303, [1] с. (Жизнь замечательных людей, вып. 1346).

2. Бодлер Ш. Об искусстве / с ост. Ю. Н. Стефанова, А. Д. Чегодаева; вступ. статья В. В. Левика; пер. прозы Н. И. Столяровой и Л. Д. Липман под ред. Ю. Н. Стефанова; пер. стихов В. В. Левика; коммент. Ю. Н. Стефанова, послесл. В. А. Мильчиной. М.: Искусство, 1986. 421 с.

3. Ван Гог В. Письма / пер. П. В. Мелковой; общ. ред., сост., вступ. статья и примеч. Ю. И. Кузнецова. Л.–М.: Искусство, 1966. 604 с.

4. Вентури Л. Делакруа // Вентури Л. Художники Нового времени / п ер. с итал. Л. М. Бродской; под ред. и с предисл. А. Владимирского. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. С. 54 –67.

5. Вентури Л. От Мане до Лотрека / п ер. с итал. Ц. И. Кин. СПб.: Азбука-классика, 2007. 352 с. (Художник и знаток).

6. Гаске Ж. Сезанн (фрагмент из книги) // Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников / п ер. с франц., сост., вступ. статья, примеч. Н. В. Яворской. М.: Искусство, 1972. С. 270–281.

7. Делакруа Э. Дневник: в 2 т. / пер. с франц. Т. М. Пахомовой, ред. и предисл. М. В. Алпатова. Т. I. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. 451 c.

8. Делакруа Э. Дневник: в 2 т. / пер. с франц. Т. М. Пахомовой, ред. и предисл. М. В. Алпатова. Т. II. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. 441 c.

9. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках / п ер. с франц., вступ. статья и комментарий В. Прокофьева. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. 282 c.

10. Кларк К. Пейзаж в искусстве / п ер. с англ. Н. Н. Тихонова. СПб.: Азбука-классика, 2004. 304 с. (Художник и знаток).

11. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870–1900. М.: Изобразительное искусство, 1994. 272 с.

12. Кузнецов Ю. И. Человек среди людей (эпистолярное наследие Ван Гога) // Ван Гог В. Письма / пер. П. В. Мелковой; общ. ред., сост., вступ. статья и примеч. Ю. И. Кузнецова. Л.–М.: Искусство, 1966. С. 7–20.

13. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. / п од общей ред. А. А. Губера и др. / Т ом V, Кн. 1: Искусство конца XIX — начала XX века / п од. ред. И. Л. Маца и Н. В. Яворской. М.: Искусство, 1968. 448 с.

14. Мёрфи Р. Мир Сезанна. 1839–1906 / п ер. с англ. М. Шейнкера. М.: Терра — Книжный клуб, 1998. 192 с. (Би блиотека искусства).

15. Рапелли П., Паллавизини А. (сост.). Ван Гог / п ер. с ит. А. Г. Кавтаскина. М.: Омега, 2010. 160 с. (Гении искусства).

16. Смирнова В. Г. Творчество Мориса Дени. Эволюция от символизма к классицизму: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.04. СПб., 2003. 275 с.

17. Художественная галерея: Полное собрание работ всемирно известных художников: еженедельный журнал / ред. А. Панфилов. № 103 (Редон). 31 с.

18. Ясперс К. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина / пер. с не м. Г. Б. Ноткина. СПб.: Академический проект, 1999. 238 с.

19. Aurier A. Vincent van Gogh // Mercure de France. 1890. January. P. 24–29.

20. Baudelaire Ch. Au-delà du romantisme. Écrits sur l’art / présentation par Michel Draguet. P.: GF Flammarion, 1998. 343 p.

21. Delacroix Eug. Journal. 2 vols. / nouvelle édition intégrale établie par Michèle Hannoosh. P.: José Corti, 2009. 2519 p.

22. Odilon Redon. Prince du Rêve. 1840–1916 / sous la direction de Rodolphe Rapetti, catalogue de l’exposition: Paris, Grand Palais, Galeries nationales, 23 mars — 20 juin 2011; Montpellier, musée Fabre, 7 juillet — 16 octobre 2011. P.: Rmn Grand Palais, 2011. 464 p.

23. Redon O. À soi-même. Journal. 1867–1915. Notes sur la vie, l’art et les artistes. Paris: Librairie José Corti, 2000. 189 p.

24. Rewald J. Post-impressionism. From Van Gogh to Gauguin. Museum of Modern Art, 1962. 619 p.

25. Strauss A. Présentation // Redon O. Nouvelles et contes fantastiques / présentation des texts et choix des illustrations par Alexandra Strauss. P.: Rmn Grand Palais, 2011. P. 5–11.

26. Vialla J. Odilon Redon. Sa vie, son oeuvre. P.: Édition Internationale; Courbevoie; PocheCouleur, 2011. 192 p.