Музыкально-историческая наука и образовательный процесс: о некоторых проблемах и перспективах

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние музыкально-исторической науки в консерваторских курсах и ее исторически сложившаяся фактическая зависимость от училищных курсов музыкальной литературы. Намечаются пути: а) расширения проблематики и структуры вузовских курсов истории музыки, б) более активной внутренней систематизации самой музыкально-исторической науки и возрастания ее теоретического потенциала. Последнее связывается с углубленным, всесторонним исследованием фундаментальной категории исторического стиля, сложность и проблемы изучения которой демонстрируются на примере отношения к понятию «романтизм» в публикациях последних лет.

Использованная литература

1. Аверинцев С., Андреев М., Гаспаров М., Гринцер П., Михайлов А. В. Категория поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 3–38.
2. Валькова В. Б. Рахманинов и «Романтизм» // Рахманинов — национальная память России. Тамбов: Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл.; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2008. С. 39–46.
3. Валькова В. Б. «Романтизм» и «реализм» в песнях Гуго Вольфа // Материалы международной научно-практической конференции Серебряковские научные чтения. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 54–59.
4. Зенкин К. В. Романтизм как историко-культурный переворот // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры. Вып. 1. Ростов-на-Дону: МП Книга, 2001. С. 8–28.
5. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.: МГК, 1997. 510 с.
6. Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2002. 288 с.
7. История зарубежной музыки. ХХ век. М.: Музыка, 2005. 576 с.
8. История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1983–2004.
9. История современной отечественной музыки: Учебное пособие для студентов вузов. В 3-х вып. М.: Музыка, 1995–2001.
10. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века: в 3 ч. Ч. I. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: МГК, 1996. 192 с. Ч. II, Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007. 224 с., Ч. III. Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007. 376 с.
11. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. 552 с.
12. Михайлов А. В. Обратный перевод. М.: Языки русской культуры, 2000. 856 с.
13. Михайлов А. В. Романтизм // Музыкальная жизнь 1991, № 5. С. 20–22. № 6. С. 20–23.
14. Петров Д. Р. «Девятнадцатый век» как понятие истории культуры. М.: МГК, 1999. 60 с.
15. Царева Е. М. Роль музыкальной литературы в воспитании молодого музыканта // К 100-летию со дня рождения В. С. Галацкой: Сб. статей. М.: АМУ при МГК, 2004. С. 23–26.